Навигация

Среди культурных и исторических центров, какими так богата Мьянма, город Янгон – один из несомненных лидеров.

Неофициально признан культурной столицей страны , а до недавнего времени (точнее, до 2005 года) являлся и столицей административной.

Здесь находятся известнейшие буддийские святыни, прекрасный исторический музей, а также и рынок, где можно купить буквально все за гроши, если умеешь торговаться.

Город Янгон — почти Индия

Многие туристы отмечают схожесть Янгона с городами индии, и по архитектуре, и по пестроте населения, и даже по запахам из многочисленных ресторанчиков.

Колониальная британская архитектура и крысы, массово выбирающиеся на улицы после наступления сумерек, довершают сходство.

Эта особенность вполне обоснованна, поскольку в годы британского владычества в Янгон переехало немало народу из Индии; некоторое время они даже составляли большинство.

Сейчас большинство все же принадлежит бирманцам, но индийцев в городе все равно много.

Янгон – это город, очень терпимый во всех отношениях. К туристам в Мьянме относятся очень предупредительно и доброжелательно (что не мешает местным жителям во многих случаях требовать с приезжих оплаты услуг и товара по особому, «приезжему» тарифу).

Нет и никакой религиозной или национальной розни – по соседству мирно уживаются буддийский храм, мечеть и синагога, а среди жителей множество индийцев, бангладешцев, китайцев.

Это национальное разнообразие выручает туристов, для которых традиционная бирманская еда со множеством пряностей оказывается нежелательна. Без проблем в городе можно отыскать ресторан индийской, китайской, японской и европейской кухни, и даже интернациональную курятину и картошку фри.

Достопримечательности Янгона

В Янгон, и Мьянму в целом, обычно приезжают с двойной целью: закупиться на местном базаре и осмотреть многочисленные памятники архитектуры. Самый знаменитый из них – комплекс Шведагон и его пагода, полностью покрытая золотом.

Туристы могут и сами поучаствовать в дальнейшем золочении пагоды – для этого надо купить тоненький кусочек золотой фольги (продается тут же) и наклеить его на понравившееся место. Это – распространенный в Мьянме способ выразить почтение к Будде.

Храм Нга Тха Джи Пая

Знаменит роскошной статуей Будды, украшенной драгоценными камнями, и не менее шикарным его деревянным резным троном.

В музее собраны предметы старины – оружие, обиходные вещи, картины. Центральное место занимает Львиный трон – парадное кресло последнего короля Мьянмы.

Золотой камень горы Чайттийо

В окрестностях города тоже немало интересного. Пожалуй, самое необычное место – Золотой камень Чайттийо и пагода на нем. Камень (валун огромных размеров) примечателен тем, что находится на самом краю пропасти в состоянии весьма неустойчивого на вид равновесия.

На деле эта «неустойчивость» продолжается уже 2,5 тыс. лет. Пагода Золотого камня – одна из самых уважаемых святынь страны. Иностранцев сюда тоже пускают; местные жители еще и предлагают попробовать подтолкнуть камень (он и впрямь качается, но не падает ведь!).

Правда, опробовать Золотой камень на прочность могут только мужчины – женщинам запрещено подходить к нему ближе, чем на 10 м.

Рынки и базары в Янгоне

Описать все здешние торговые заведения невозможно – их масса, от крошечных лавчонок до больших престижных магазинов. Но обычно туристам советуют отправляться за сувенирами на местный крытый рынок.

Купить там можно абсолютно все, от небольших безделушек до драгоценных камней, золотых ювелирных изделий и ковров ручной работы.

При этом цены на рынке (как и вообще в Мьянме) весьма невысоки, и их можно дополнительно сбить, если поторговаться. Бирманцы, конечно, не жители Средней Азии, но торговаться любят и умеют.

Делать это можно на пальцах, но лучше – на смеси языка жестов и английского, который в Мьянме чуточку понимают почти все.

Мьянма – еще недостаточно «раскрученное» туристическое направление, но перспективы у него прекрасные.

Эта статья о том, на чем можно ездить из Мандалая в соседние города и обратно.

Поезда

Главный железнодорожный вокзал Мандалая находится в центре города, на 78-й улице. Расположение вокзала более чем удобно, по крайней мере, удобнее, чем у других транспортных узлов в городе. Поход на ж/д вокзал может впечатлить: это целый ряд кабинок и офисов по продаже билетов на первом этаже, где с Вас норовят содрать больше, чем положено. В частности, обратите внимание на МТТ, который выглядит наиболее профессионально, солидно и официально в этом ряду: но цены там в два раза выше, чем в остальных офисах. За билетами лучше подняться наверх, на второй этаж – правда, иностранцам придется пройти специальные «обряды» в виде заполнения ряда бумажек. Но зато можно сэкономить на билетах! И да, в этом случае придется приехать на вокзал пораньше, чтобы не опоздать на поезд со всеми этими процедурами.

Билеты для иностранцев в любом случае стоят дороже, чем для местных. И платить за билеты чаще просят в долларах. Например, восьмичасовой автобус из Мандалая в Янгон обойдется местным жителям примерно в $ 10, в то время как 12-часовая поездка на поезде будет стоить для иностранца аж $ 40. Более того, на многие местные поезда вход для иностранцев запрещен либо только в лучший вагонный класс, куда билеты стоят дороже. Также имейте в виду, что поезда тут ездят не особенно в соответствии с графиком. Другими словами, придется довольствоваться тем, «что дают». В большинстве случаев автобус – более шустрый способ передвижения, к тому же, более дешевый и гораздо более удобный, но с другой стороны, поезда едут по одним из самых красивых частей Мьянмы: оно того стоит!

Популярные направления поездов из Мандалая следующие:

- в Мемьо, Кяокм, Зипу и Лашо

Самый красивый и известный маршрут движения поездка во всей Мьянме – это, пожалуй, Мандалай - Лашо. На этом пути Вы сможете полюбоваться Готейком , стальным мостом, соединяющим между собой собой города Лашо и Мемьо. В длину мост около 700 метров, а до воды внизу более 100 метров. На момент строительства мост был инженерным подвигом и одним из крупнейших в мире подобных мостов (а строили его в конце 19 века). Стоимость места на поезд в этом направлении - менее $10, а стартует поезд из Мандалая в 4 утра. И да, помимо моста, поезд заедет в Кяокм, Зипу и Лашо.

- в Баган

Если хотите поехать на поезде из Мандалая в Баган, то Вам, как иностранцу, будет разрешено сесть только на экспресс, стартующий из Мандалая в 21:00 и прибывающий в Баган в 4 утра. Стоимость проезда составляет от $ 6 до $ 10, но не забывайте, что железнодорожный вокзал в Багане находится еще дальше Няонг-У, чем даже аэропорт. Придется ехать на такси, причем, часто за немалые деньги, но так же можно поехать в центр Багана на автобусе или лодке, что порой даже удобнее.

- в Тази, Нейпьидо, Таунгу, Баго и Янгон

В Янгон поезд отходит в 06:00, 15:00 и 17:00. Цена на билет начинается $ 40.

- в Кало и Швеньянг (чтобы добраться в Ньоншуэ и к озеру Инле)

Чтобы добраться до озера Инле из города Мандалай на поезде, Вам нужно сесть на маршрут, следующий на юг до Тази, а затем пересесть на поезд, двигающийся в восточном направлении поезд до Швеньянга. Последний участок пути предлагает исключительно живописные виды, правда, поезд там едет уж очень медленно. От Швеньянга Вам нужно сесть на автобус до Ньоншуэ. Если же времени у Вас на все эти перемещения нет, просто поезжайте из Мандалая к озеру на автобусе – будет в разы быстрее.

- в Мьичину (Шуэбо, Наба, Хопин)

Это один из самых авантюрных и красивых поездных маршрутов в стране. Поезд провезет Вас через чудесные пейзажи, которые видели мало кто из иностранных туристов, и доставит Вас в районе, где, между прочим, может быть очень холодно, что может показаться странным. Время отправления – как правило, в 12:00, 14:20, 16:20 и 15:30. Цены на билеты - от $ 36. Поездка займет от 24 до 48 часов.

Автобусы

Недавно в Бирму были вброшены новенькие автобусы из Европы. Самые лучшие из них могут похвастаться не только очень удобными сиденьями, игровыми приставками и телевизорами: некоторые автобусные компании встраивают датчики управлением скорости, так что водители автобусов не могут ехать слишком быстро (чем грешат многие водилы в этих краях). Часто в таких автобусах бывает очень холодно, ведь кондиционеры ставят на морозные 16 градусов, даже зимой. Разнообразные компании курсируют по разнообразным маршрутам, и, в отличие от поездов, тут можно расплачиваться в кьятах, а не долларах, и Вас не будут протаскивать через утомительную бумажную процедуру, как на ж\д вокзале. Автобусы, в отличие от поездов, принадлежат частным компаниям.

Автобусы из Мандалая отправляются с трех станций, разбросанных по всему городу. Автовокзал Chan Mya Shwe Pyi (Kywe Se Kan) является главным, и находится он в10 километрах к югу от города, то есть, примерно в 45-ти минутах езды на такси. С этого вокзала автобусы едут в Янгон, Баган, Таунджи, к озеру Инле, в Кало, Пияй и в более южные направления, такие как Мьявади и Мавламин. Добраться до автобусной станции можно на такси примерно за 6000 кьятов (из центра путь займет 45 минут). Убедитесь, что выезжаете с запасом времени или лучше забронируйте место в автобусе с помощью отельного работника: часто места в таких автобусах быстро раскупают.

Автовокзал Pyi Gyi Myat Shin находится к юго-востоку от центра города, на углу 60-й и 37-й улиц. На 23-й улице, к западу от 88-ой стрит и Дворца, Вы найдете автобусную станцию Thiri Mandala.

Лодки

Река Иравади располагает множеством пристаней, ну а главная (Gawein jetty ) расположена на 35-ой улице. Направления движения паромов и лодок включают древний город Мингун (на другом берегу реки), Баган на юге и расположенный далеко на севере Бамо.

Чтобы поехать в Мингун, лучше всего сесть на лодку на Mayan Chan Jetty, расположенной на 23-ей улице. При нормальных условиях, время в пути - около 1 часа 15 минут. Ежедневно в 09:00 туда отправляется лодка (билеты - от 5000 кьятов с человека). Частные лодки-такси можно нанять для компании от одного до пяти человек за 25000 кьятов или за 5000 кьятов с человека, если в лодку собирается сесть шесть и более человек. Лодочные такси можно поймать на этой пристани до 16:00, а последняя лодка на Мингун отходит в 17:00.

Чтобы отправиться в Баган , можно сесть на лодку, отплывающую в 06:30 (но билеты нужно купить до 6 утра) с пристани на Strand Road (между 26-ой и 35-ой улицами). Поездка занимает около девяти часов и стоит около $ 40 с завтраком, обедом и водой, включенной в стоимость.

Компания Malikha Irrawaddy River Cruises (http://www.malikha-rivercruises.com) организуют круизы, стартующие с причала Malikha Mandalay, что на Strand Road (между 35-ой и 26-ой улицами) в воскресенье и среду, с 05:00 до 18:00. Билет на такое путешествие стоит примерно 15 $ за место на палубе и $ 30 за каюту, но все без еды и воды (все берем с собой или покупаем там). Лучше всего приходить за билетами за час до старта.

Если хотите поехать в Бамо , то круизы вышеуказанной компании отправляются в этом направлении в понедельник, четверг и субботу в 06:00. Поездка занимает три дня и две ночи, в стоимость билета не включено питание и напитки. Билет стоит $ 12 за место на палубе и $ 60 – за каюту.

Самостоятельная поездка по Мьянме позволила мне осмотреть достопримечательности Мандалая, посетить дворец последнего короля Бирмы, забраться на мандалайский холм, выяснить, где можно поесть в Мандалае недорого; чтобы узнать больше, читайте отчёт про путешествие в Мандалай

Памятуя о том, как проходила посадка на автобус в Лаосе, Вьетнаме и Камбодже, я предполагал, что и Мьянма запомнится мне чем-то подобным. Однако реалии меня порадовали: процедура отъезда прошла как по маслу. Оно, конечно, автовокзал Янгона местечко ещё то, с характерной суетой, пылюкой и отсутствием нормального освещения, но крупные компании обеспечивают своим клиентам максимум возможного комфорта. Чтобы не блуждать по территории, следует заранее предупредить таксиста, какой именно перевозчик нужен, и он тогда заедет с того конца автостанции, откуда отправляются нужные рейсы из Янгона в Мандалай, Баган и другие концы страны. Мой водитель точно знал, возле каких ворот находится офис «JJ Expres» и, расплатившись с ним, я через минуту уже стоял перед входом контору.

Билета у меня на тот момент не было, только бронь места, и как я не старался гнать от себя воспоминания про облом с ночным автобусом от Вьентьяна до Луанг-Прабанга, всё-таки тот негатив прочно сидел где-то внутри моего организма. Хорошо, что мои волнения быстро рассеяли проворные сотрудницы стойки регистрации, присутствовавшие в количестве аж 5 единиц. Они мигом выписали мне обещанный билет, хотя и несколько смутились, когда я попросил заодно оформить и тикет на рейс из Багана в Янгон. Им пришлось куда-то звонить и что-то согласовывать, но в итоге дело за несколько минут решилось положительно. Приятным оказалось и то, что бирманки охотно приняли оплату долларами – в Мьянме это несколько не принято. С другой стороны, в Интернете компания «JJ Expres» указывает долларовые расценки; скажем, «First Class » из Янгона в Мандалай стоит 18 долларов, чтобы первым классом добраться до озера Инле, придётся отдать 19 долларов, и так далее. Короче говоря, рассчитался я, как и хотел, валютой, ну и ладно.

Настало время осмотреться, что из себя представляет офис «JJ » и весь автовокзал Янгона. Помещение для ожидающих довольно невелико, в нём стоит где-то полсотни стульев, и пара столиков. Клиентам, зарегистрировавшимся на рейс, подают чай и кофе бесплатно – первый раз вижу такое в странах Юго-Восточной Азии. Туалет есть, однако он грязноватый и обшарпанный. Примерно то же можно сказать и про всю автостанцию. Вывески контор-перевозчиков горят неоном, а под ногами колдобины и мусор. Зато полно магазинов и кафешек, где можно подкрепиться перед дорогой или прикупить разную снедь. Словом, за время прогулки я решил, что автовокзал Янгона будет всё же поприятнее многих станций отправления в регионе – один только манильский вокзал-гараж чего стоит, не говоря уж про форменное безобразие в Сием-Рипе, где ожидающим отъезда и посидеть толком негде.

Вернувшись туда, где находится офис «JJ Expres», я решил подзарядить смартфон перед дальней дорогой и так как все наличные розетки были заняты, присоседился к тройнику, через который был запитан конторский чайник. Не прошло и пяти минут, как меня стал настойчиво выпроваживать один из местных работников. Я сперва не понял, чего он так старательно машет руками и стал объяснять, что хочу зарядить аккумулятор. Тогда помощник водителя извлёк из глубин памяти запас наличных английских слов и кое-как объяснил, что в поданном транспорте есть розетки. Это было приятной неожиданностью! А, впрочем, я ведь брал «First Class » - чего ж другого ждать!

Помимо розеток салон автобуса меня порадовал удобными сиденьями, позволяющими вытянуться во весь рост, и индивидуальными экранами с наушниками и пультом управления. Я тут же поставил смартфон заряжаться, включил кино и принялся спокойно ждать отъезда.

Замечу, что перед тем как садиться в автобус, даже если он уже стоит под погрузкой, следует отметить билет на стойке регистрации, ибо без нужного штампа водитель в салон не пустит. И никак нельзя терять багажные бирки, выдаваемые при посадке: их очень скрупулёзно сверяют в конечном пункте поездки. И, что важно сделать, так это надеть кроссовки, натянуть на себя джинсы и запасти что-нибудь типа ветровки: ночные автобусы верхнего ценового сегмента снабжены такими кондиционерами, что выхолаживают салон в два счёта, и от создаваемого ими ветерка не спасают даже выдаваемые пассажирам пледы.

А вообще, условия ночного переезда по Мьянме оказались куда лучше, чем я ожидал. Во-первых, мне удалось подремать полулёжа. Во-вторых, остановка была всего одна, и вспомнив, как выглядела поездка из Агры в Джайпур с постоянными посадками-высадками пассажиров, я возблагодарил провидение, что такого свинства не повторилось. В-третьих, мне пришлась по вкусу подборка фильмов, равно как и индивидуальное управление просмотром. В-четвёртых, вскоре после отъезда всем раздали по комплекту из небольшой пиццы, пирожного и бутылки воды, что очень пригодилось мне под утро. И, наконец, в-пятых, шоссе не оставляло желать лучшего – машина шла гладенько, без рывков и торможений, не в пример кенийскому автобусу, которым я ехал из Кампалы в Найроби по сплошным ямам и выбоинам.

Всё шло хорошо вплоть до того момента, когда ночной автобус из Янгона прибыл в Мандалай. Скачать карты Мьянмы на смартфон не было возможности из-за отсутствия таковых, а сориентироваться спросонья, куда мы попали, я не смог – понятно было только то, что дело происходит в городе, а не на автостанции. Когда в предрассветную мглу шестого часа утра вывалились две трети пассажиров, я тоже было рыпнулся выйти, но потом решил всё же сперва добраться до автовокзала Мандалая, а потом уже кумекать, куда двигаться дальше. Знай я, что к чему, всё вышло бы проще…

Собственно, и так вышло неплохо: автобус, выгрузив желающих, развернулся и покатил себе вдоль длиннющей улицы. Как выяснилось позже, это была стрит 78, плавно переходящая южнее в шоссе номер 1. На ней как раз и базируется автовокзал, который по старой доброй традиции, бирманцы вынесли бог знает куда. И ладно бы место отправления было просто у чёрта на куличиках, так ведь транспорта к нему нет никакого нигде. Вроде как можно доехать от автостанции до центра Мандалая проходящими вдоль шоссе автобусами, так ведь неизвестно, куда они привезут в итоге.

Вообще-то, оказавшись на автостанции, я не очень суетился, так как полагал, что раз на часах 6 утра, вряд ли портье обрадуется нежданному гостю. Кстати, зря я так думал, потому что местные весьма спокойно смотрят на раннее заселение в отели Мьянмы.

Скоротав время примерно до семи просмотром фильма, я увидел, что за окном уже рассвело и собрался в дорогу. Бирманские таксисты, караулившие добычу при выходе с автостанции, быстро удовлетворились отказом, и, избавившись от них, я метров через двести столковался с мотоциклистом, согласившимся забросить меня туда, где находится железнодорожный вокзал Манадалая, от которого до моего отеля было рукой подать.

Дорога лёгкой не вышла: пока я наслаждался утренним ветерком, мой водитель с трудом удерживал равновесие скутера – учитывая, что находившийся сзади пассажир с рюкзаком весил вдвое больше его самого, это была нетривиальная задача. Ей-богу, бирманец с видимым облегчением остановил своего железного коня, когда решил, что мы приехали. Но радовался он зря: следующие две минуты мы препирались насчёт точки финиша, ибо мне нужна была «рэйлвэй стэйшн», а мой визави почему-то услышал «Great Wall Hotel». Как ему этот трюк удался, я не знаю…

В конце концов, мы сошлись на том, что он всё-таки привезёт меня на вокзал, я же заплачу три тысячи кьят вместо уговоренных двух. Вздохнув, бирманец опять полез в седло…

Чем ближе к центру мы подъезжали, тем более вытягивалась у меня физиономия: здания вокруг казались мне смутно знакомыми. И что в думаете? Когда мы подрулили к мандалайской станции, она оказалась именно тем местом, где двумя часами ранее выгружался наш автобус. Я-то думал, что народ высаживается на окраине, ну, по петербургским меркам, возле, допустим, Балтийского вокзала или там метро «Парнас». Реальное положение дел мне и в голову не пришло, а разглядеть что-либо во тьме было проблематично. Ладно, хоть дорога от автовокзала в центр Мандалая стоила недорого…

Через 5 минут, перемахнув железнодорожные пути по виадуку, я вошёл в фойе отеля «Royal Pear l», где задержался совсем недолго: мне, несмотря на ранний час, тут же выдали ключи, причём от номера классом выше заказанного.

Скинув вещи, я залез в душ и принялся уговаривать себя пойти смотреть достопримечательности Мандалая. Сложись перелёт в Юго-Восточную Азию так, как было запланировано, я бы сразу отправился на улицу, но так как за предыдущие четверо суток мне довелось нормально проспать только одну ночь, то усталость просто валила меня с ног. Помянув мерзавцев из «China Southern » ещё одной доброй порцией проклятий, я рухнул в постель…

Сон определённо пошёл мне на пользу, однако когда я поднялся, близился вечер, и топать осматривать достопримечательности Мандалая было поздновато. Всё же следовало распорядиться временем грамотно, и, значит, сосредоточиться на практических вопросах. Я решил для начала купить билет из Мандалая в Баган, а потом обжиться в центре города.

К моему великому сожалению, «JJ Express » на нужном маршруте не работал, и для следующего переезда было необходимо отыскать контору «OK Express », гнездящуюся, как я выяснил в Интернете, неподалёку от моего отеля, на 25-й улице, между улицами 86 и 87. Это нормальная практика, так обозначаются почти все адреса в Манадалае, и, надо сказать, с ориентированием проблем нет.

Нет проблем и с билетами: когда я выкупил заветный квиток, в нужной мне вечерней маршрутке оставались свободными ещё две трети мест. Дело прошло просто на ура, и, заплатив 9000 кьят, я в придачу получил твёрдое обещание бесплатного трансфера от гостиницы до места отправления маршрутки.

Замечу, что неплохим способом добраться до Багана из Мандалая служат катера и пароходики, курсирующие по реке Иравади. При подготовке путешествия я всерьёз рассматривал возможность проделать многочасовой путь по воде. Остановили меня два важных обстоятельства: отчаливают кораблики очень рано, в 6-7 утра, а я не создан для ранних подъёмов, и, главное, судя по отзывам, круиз по Иравади интересен первые полчаса, после чего однообразные пейзажи начинают клонить пассажиров в сон. Ну и цена тоже сыграла свою роль: автобус из Мандалая в Баган стоит 8-10 долларов, катеров дешевле 35 долларов просто нет.

Закончив визит в агентство, я поспешил на восток, чтобы выйти к главной достопримечательности Мандалая и поснимать Королевский дворец в закатных лучах.

Огромный комплекс, каждая сторона которого протянулась на 2 километра, окружён широченным рвом и внушительными стенами – всё вместе смотрится на редкость живописно. Интересно, что по внешней набережной рва местами расставлены скамейки, позволяющие любоваться пейзажами в комфортных условиях. Правда, дорога воды неровная, и приходится чаще смотреть не на дворец, а под ноги, чтобы не загреметь на землю.

Королевский дворец Мандалая можно посетить, но так как он нынче занят военной частью, то единственный предусмотренный для визитёров вход располагается на восточной стороне комплекса. При мне парочку туристов, намеревавшихся зайти с юга, часовые вытурили обратно на мост. Что ж, я запланировал визит на следующее утро, и с лёгким сердцем свернул в застройку, направляясь к маячившим вдалеке небоскрёбам.

Надо сказать, что Мандалай, представлявшийся мне чем-то вроде Луанг-Прабанга, оказался больше похож на Пномпень, если его почистить и обновить. Здания по большей части выглядели презентабельно, кое-где попадались так и вообще роскошные особняки за прочными заборами. В отличие от Мексики по улицам не катались вооружённые патрули, даром что в Мьянме всё ещё правит военная диктатура. Частные лавки вели оживлённую торговлю, кафешки предлагали съестное, в общем, вокруг шла мирная жизнь.

Особенно приятно удивил меня торговый комплекс «Diamond Plaza », находящийся на 78-й улице, между улицами 33 и 34. Стоя в окружении зданий современной архитектуры, он и сам оформлен по-современному, и вполне достойно смотрелся бы как на Курфюрстендамм, так и где-нибудь в Дефансе. Однако, Юго-Восточная Азия есть Юго-Восточная Азия, и под боком у громадины устроена барахолка а-ля Черкизовский рынок, а вместо парковки машин вдоль фасада рядами стоят скутеры.

Шоппинг в Мандалае не входил в мои планы, чего нельзя сказать о питании, и я был очень обрадован, обнаружив внутри «Плазы» не только бутики, но и продуктовый супермаркет «Ocean », скроенный по западным лекалам. Попасть в его объятия оказалось можно с 78-й улицы, пройдя по ступенькам вниз.

Оказавшись среди прилавков и стеллажей я первым делом отметил низкие цены на местное спиртное: бутыль популярного в Мьянме пива «Dagon» стоила чуть больше 1000 кьят. Зато цены на соки оказались высокими, и, например, за виноградный нектар требовалось выложить больше 3000 кьят, а моё любимое манго шло по 1600 кьят за литр. Странноватыми мне показался и ценники на фрукты. Мандарины шли примерно по 1200 кьят за кило, как и бананы, но виноград стоил 740 кьят за 100, именно 100 грамм! Это же получается 10 долларов кило!

Прочесав «Ocean Supercenter», я пришёл к выводу, что незачем искать места, где можно недорого поесть в Мандалае: жареные рыба и мясо, салаты, гарниры продавались тут вразвес. Я-то всё ещё опасался за желудок, не успевший привыкнуть к азиатской пище, и потому не решался есть в уличных кафе, так что предложение супермаркета меня очень обрадовало. Как потом выяснится, радовался я напрасно, так как купленная рыба основательно пропиталась каким-то острым соусом, и мне пришлось пострадать животом ввечеру. А на тот момент я считал, что отлично отоварился, купив добрый шмат рыбки под названием Hilsa по 980 кьят за грамм, 500-граммовую плошку риса за 400 кьят и коробку фруктовой смеси на десерт. Даже с учётом сока, мне пришлось отдать на кассе меньше 5 долларов…

Возвращаясь в отеле уже затемно, я по дороге обнаружил место, где можно в центре Мандалая купить поддельные часы всего за 2-3 доллара. Выяснилось, что торговцы этим добром выходят на промысел после 5-6 вечера, занимая западные съезды виадуков, переброшенных через пути возле железнодорожного вокзала. Шоппинг практически на дороге выглядит стрёмно, но цены на часы и бижутерию не просто низкие, они нижайшие…

Рыба, как я уже сказал, мне впрок не пошла, хотя справедливости ради её следует назвать вкусной. Впрочем, наутро я чувствовал себя бодренько и отлично позавтракал на верхнем этаже отеля, где находится ресторан с панорамными видами. Затем, собрав вещи, я сдал номер, оставил рюкзак на попечение портье и отправился изучать достопримечательности Мандалая.

Первейшей моей целью был, понятно, Королевский дворец, с которым я накануне свёл шапочное знакомство. Теперь же следовало посетить комплекс, и я поспешил к восточной его стороне, откуда разрешён вход туристов. Там тоже стоит военная охрана, но сбоку от ворот устроена будочка с надписями на английском. Занимающие её вежливые тётки взяли с меня 10 тысяч кьят, ровно столько, сколько стоит комплексный билет, позволяющий посетить все главные достопримечательности Мандалая. Он действует 7 дней с момент продажи, предъявлять его нужно при входе на очередной объект - служители внимательно проверяют дату и ставят на обороте квитка штампы о проходе.

Завершив формальности я прошёл через ворота, за которыми меня поджидали бойкие дамочки, сдающие напрокат велосипеды. Идея, в целом, не лишена смысла, так как вход в комплекс и двоец разделяет дистанция примерно в километр, которую приходится преодолевать по жаре без возможности укрыться. Цена вопроса 1000 кьят также казалась разумной, но я предпочёл прогуляться – это же всё-таки не храмы Багана, по которым действительно лучше ездить на велике. Тётки, к слову, не слишком огорчились моим отказом, высмотрев за моей спиной сразу трёх бэкпекерского вида личностей, топтавшихся возле кассы. Я не стал разочаровывать бирманок сообщением о том, что вряд ли явившиеся сподобятся арендовать велосипед, учитывая, какие английские слова они произнесли, увидев стоимость билетов - перспектива отдать 8 долларов за все ценнейшие достопримечательности Мандалая показалась им грабежом…

Дошлёпав непосредственно до дворца, я был впечатлён его размерами и отделкой. Потом, впрочем, путеводитель по Мандалаю расставил точки над «i»: строительство ансамбля велось в период с 1857 по 1859 годы, то есть он только выглядит древним. Кроме того, во время Второй Мировой войны английские бомбы оставили до комплекса одни руины, а при восстановлении, начавшемся в 1989 году, бирманцы широко использовали современные материалы вроде железа и бетона. Так что Королевский дворец Манадалая разочаровал меня аж дважды. Поэтому я рекомендую не изучать в деталях его подноготную и просто наслаждаться необычной архитектурой - вот тогда всё будет в порядке. Следует также позабыть о том, что по территории бродят призраки людей, которых, судя по слухам бирманский король велел заживо замуровать при строительстве дворца. Согласно местным поверьям, призраки невинно убиенных бродят вокруг места казни и почему-то охраняют убийц – вот так странны легенды Мьянмы…

Так вот, ансамбль смотрится очень красиво, ошеломляя палитрой сплошь красного и золотого. Местами кажется, что попал в турецкий Топкапи, кое-где деревянные конструкции напоминают отечественные Кижи. В одном из помещений можно увидеть угрюмые фигуры в национальных костюмах: это сидит рядом со своей супругой последний монарх Бирмы Тибо Мин, продувший страну англичанам.

Куда обязательно стоит сунуть нос, так это на смотровую башню, возвышающуюся слева от центрального входа. С её смотровой площадки все здания дворца видны как на ладони, а вдалеке хорошо виден комплекс второй по значимости достопримечательности Мандалая, знаменитого холма, обсаженного храмами.

Лично я отложил восхождение на Mandalay Hill до второй половины дня, потому что собирался сперва осмотреть россыпь пагод, располагающихся к юго-востоку от него. На моей карте были недвусмысленно подчёркнуты аж четыре объекта, две пагоды и два монастыря. К ним я и направился после расставания со дворцом.

Признаться, большого удовольствия прогулка мне не доставила: если дворцовый комплекс и центр города выглядели цивилизованно, то кусок земли между 15 и 18 улицами больше походил на деревню, причём камбоджийскую. Грязь, мусор и развешанное перед жестяными хибарами бельё дополнялось пасущимися тут же, на газоне коровами. Тем разительнее оказался контраст чуть позже, кода я выбрел к величественному монастырю Атумаши - после общего свинства было удивительно лицезреть чистоту прилегающей территории.

Пятиярусную обитель буддийских монахов бирманцы построили в 1857 году по приказу короля Миндона. Он наверняка сильно поразил современников, потому что отличался необычной архитектурой от прочих священных построек: место привычных заковыристых конструкций заняли прямые, ровные террасы. Зато никуда не делись громадные каменные драконы, караулящие вход. Также вход караулит охранник, проверяющий билеты. Ума не приложу, с какого бодуна кто-то писал в Интернете, что, дескать, все достопримечательности Мандалая кроме дворца можно посетить задаром – ничего подобного, объекты археологической зоны находятся под бдительной опекой.

Ради посещения буддийского храма пришлось разуваться и топать босиком. Дворцовый комплекс я одолел обутым, янгонский Шведагон предлагал камеру хранения обуви, тут пришлось оставить сандалии на свой страх и риск. Откровенно говоря, ничего особенного внутри монастырского комплекса нет, меня порадовала разве что прохлада главного зала. Вдобавок путеводитель по Мандалаю и тут подлил яду, сообщив, что оригинальный монастырь Атумаши полностью сгорел ещё в конце 19 века и то, что предстаёт перед глазами туристов ныне, не более чем поздняя реконструкция.

Куда больше по нраву мне пришёлся следующий объект культурного наследия, монастырь Швенандау. Вот это и в самом деле старинная постройка, ранее располагавшаяся на территории Королевского дворца. Монастырь выдержан в традиционном стиле бирманской архитектуры, целиком сделан из тикового дерева, его стены обильно украшены резными фигурами из буддийской мифологии. Я, как его увидел, так обомлел, что как-то подрастерялся и не заметил, где находится вход. Смотрю, значит, народ за оградой ходит, красотой здания любуется, а как попасть внутрь непонятно. Сидевший около решётки американец, по-моему, очень удивился, когда я его спросил, в какой стороне ворота. Оказалось, я не дошёл до них метров пять, будка КПП стоит буквально впритык с 62-й улицей.

Получив очередную отметку на уже изрядно потрёпанный билет Мандалая, я дважды обошёл вокруг монастыря, любуясь искусной работой создавших его мастеров. Для более пристального осмотра, естественно, требовалось снять обувь, и, признаться, мои колебания тянулись долго: я не против проявить уважение к чужим верованиям, однако кругом всё-таки Юго-Восточная Азия со своей спецификой, значит, подцепить какую-нибудь гадость голыми подошвами можно в два счёта. Всё же тяга к прекрасному победила, и следующие полчаса я провёл за детальным изучением узоров, мифологических сценок и фигур.

Оторвавшись, наконец, от монастыря Швенандау, я прошёл пару кварталов на север к следующей достопримечательности Мандалая, пагоде Кутодо. В центре её огромного комплекса находится золотая ступа высотой 57 метров. Но меня поразила не она (Шведагон гораздо больше), а место для молитвы перед статуэткой Будды возле южного входа: за ликом святого располагался экран, то и дело выдававший на-гора цветные спиральки; композиция выглядела как игральный автомат. Другой особенностью ансамбля оказались ковровые дорожки, проложенные по основному двору. Я так и не понял, ради чего их положили, то ли чтобы люди ног не пачкали, то ли ради предохранения подошв от ожогов раскалёнными на солнце изразцовыми плитками. Третий нюанс пагоды Кутодо – торговля каменными масками, статуэтками и прочим барахлом прямо около центральной пагоды. Поскольку прочих мест, где можно купить сувениры в Мандалае, я не обнаружил, советую держать в уме данную заначку.

Находящуюся по соседству пагоду Сандамуни прославили на весь мир 1744 ступы, в каждой из которых хранится мраморная плита с записью из учения Будды. Как только на фотографии из Мандалая покажутся длинные ряды а-ля противотанковое поле, значит, в объектив попала пагода Сандамуни. Другой жемчужиной ансамбля является огромная статуя Будды, сделанная целиком из железа. Заглянув в путеводитель по Мандалаю, я выяснил, что она весит больше 18 тонн…

При входе на оба последних объекта потребовалось снова снимать сандалии, и эта процедура окончательно перестала мне нравиться. Но доконал меня мандалайский холм, чьё подножие находилось по соседству. Не успел я сделать и нескольких шагов по ступенькам ведущей наверх лестницы, как меня остановили и настойчиво попросили разуться. Учитывая, что покрытые плиткой лестничные пролёты перемежались с бетонными площадками, поход очень быстро перестал мне нравиться. Да, с высоты открывались чудные панорамы Мандалая, да, встреченные мной по дороге храмы выглядели весьма солидно. Однако перспектива ещё бог знает сколько топать босиком по не слишком чистой поверхности с каждым шагом меня всё больше утомляла. Казалось, полчища микробов только и ждут, чтобы напасть и «наградить» меня грибком либо ещё какой-нибудь дрянью. Между тем, наградой за подвижничество послужит всего лишь ещё одна пагода.

В общем, дорогу до самого верха я так и не одолел. Плюнул на всё, отщёлкал серию панорамных снимков и засим откланялся. Возможно, следовало вместо того чтобы идти пешком на Мандалайский холм воспользоваться лифтом или эскалатором, а то и добраться наверх машиной, благо такую услугу местные предприниматели охотно предоставляют. К слову, двигаясь вниз по крутому, извивающемуся аки змея шоссе, я встретил двух туристов, выбравших ещё более экзотическую форму подъёма. На мой взгляд, по ступенькам да под крышей идти всё же удобнее, чем вот так по обочине автотрассы, прямо на солнце. Недаром они выглядели совершенно заморенными, когда поинтересовались, далеко ли ещё им идти. Правда, на мой совет подсесть в какую-нибудь машину, ребята помотали головами, знать, упорства им было не занимать…

Добавлю, что там, где находится начало дороги на Мандалайский холм, расположено небольшое святилище бирманского духа Бо Гья, способное стать ориентиром. А опосля похода можно отдохнуть на территории пагоды Чайктоджи. Комплекс, построенный в третьей четверти XIX века, известен огромной статуей Будды, вырезанной из цельного куска мрамора. Мне также понравилось обилие ковров, расстеленных там и сям…

Подходы к пагоде засижены таксистами, мотоциклистами и тук-тукерами, так что желающим быстро добраться до центра Мандалая я советую нанимать транспорт именно тут, пока есть из чего выбирать. А вот лотки торговцев лучше проигнорировать: бирманская еда заслуживает дегустации, но не в таком виде, когда дорогих гостей потчуют из чанов с лапшой и требухой, заливая тарелку острыми соусами.

Неподалёку от знаменитого холма возле северных ворот Королевского дворца находится зоопарк Мандалая. Отзывы о нём лично меня не вдохновили, и особой надобности посещать достопримечательность я не увидел. Другое дело культурно-исторический музей, занимающий здание на углу 24-й улицы и набережной дворцового рва, она же 80-я улица. Там, к сожалению, билет археологической зоны не действует, но так как плата невелика, можно и раскошелиться на три тысячи кьят, чтобы побольше узнать про древнее искусство Бирмы.

Что ещё можно посмотреть в Мандалае, так это пагоду Махамуни, расположенную на юго города, в самом конце 81-й улицы, примерно там, где обозначен на картах старый аэропорт. Святилище является одним из самых почитаемых во всей стране, считается, что его посещение приносит удачу. И ещё есть целое ожерелье небольших памятников архитектуры, сосредоточенных к северо-востоку от кампуса местного университета. Про те достопримечательности Мандалая, что находятся за городом, я уже речь не веду…

Под конец прогулки передо мной встал во весь рост вопрос, где можно недорого и вкусно поесть в Мандалае. Скажу сразу, что достойных ресторанов, предлагающих попробовать кухню Бирмы в элегантной обстановке, с официантами и скатертями на столах, мне как-то не попалось. Что я видел постоянно, так это заведения западного стиля и фаст-фуд. Особенно мне приглянулась контора «Five Star » на 78-й улице к югу от вокзала, предлагавшая куски жареной курицы в сопровождении гарнира по приемлемым ценам в 3-4 тысячи кьят. Я уже почти решился откушать курятины, как вспомнил, чем закончилась давешняя дегустация рыбы, и предпочёл в преддверии длинного переезда ограничиться более скромной трапезой. Почти родной «Ocean supercenter» охотно продал несколько упаковок нарезанных фруктов и, взяв драконову ягоду, дыню и микс, я славно провёл где-то полчаса на солнышке, заняв поребрик фонтана на углу торгового комплекса «Diamond Plaza ».

Уже начинало смеркаться, когда я дошлёпал до отеля и расположился в фойе, ожидая обещанного трансфера. На тот момент будущее казалось безоблачным: у меня имелись билеты, чтобы добраться из Мандалая в Баган , а потом в Янгон, гостиница на ближайшую ночь заказана, снедь к вечернему чаю запасена, план осмотра баганских храмов готов.

Нервничать я начал позже, как только время перевалило за пять, а никакого шаттла перед здание гостиницы «Royal Pearl » так и не появилось…

Город Манадалай неумолимо влечет к себе каждого носителя великого и могучего одним своим названием. И хотя на древнем языке пали «Мандалай» на самом деле означает всего лишь «ровная земля», а смотреть в этой бирманской северной столице по большому счету нечего, мало кому из путешествующих по Мьянме удается проехать мимо…

В отличие от древнего , Мандалай — довольно молодой город. Построен он был фактически с нуля в 1857 году королем Миндоном, которого бирманцы очень уважают. Миндон был довольно прогрессивным для своего времени и страны товарищем, он посылал ученых в Европу и США для обмена опытом, модернизировал армию, экономику и промышленность. Однако королевские замашки давали о себе знать и немедленно после основания Мандалая Миндон объявил город ни много ни мало центром мира (вот оно что, Михалыч, «Мандалай — центр мира», это все объясняет!).

Британцы к этому времени уже захватили южную часть Бирмы, а Миндон всячески пытался сохранить независимость хотя бы оставшейся части страны. Однако в 1885 году англичане все-таки окончательно подчинили себе бирманские территории и Мандалай потерял свой столичный статус. Столицей страны англичане для удобства сделали портовый город Янгон. Со слухом у захватчиков было не очень, а читать по-бирмански они видимо еще не умели, поэтому Янгон стал Рангуном.

Мандалай был построен у подножия высокого Мандалайского холма согласно пророчеству Будды о том, что на этом месте должен вырасти большой город, центр буддизма. Город действительно вырос, большой, серый и пыльный. На центр буддизма он явно не тянет, но монастырей и пагод, как и повсюду в Мьянме, хватает. Ну а на холме в честь сбывшегося пророчества построили храмовый комплекс, который теперь является одной из немногих, в общем-то, достопримечательностей Мандалая.

Mandalay Hill

На холм ведет длииинная и извилистая лестница, идти по которой можно полдня, ведь на каждом пролете и повороте стоит какой-нибудь храм или ступа, работает кафешка или сувенирная лавка, а то и открывается интересный вид.

Вполне прогулочная лестница местами сменяется крутыми ступеньками, на которые приходится карабкаться чуть ли не на четвереньках. Все в юбках!

Верхушки ступ привычно сверкают золотом.

А их подножия — сереют штукатуркой.

В галереях храмов висят оставшиеся от какого-то праздника снопики риса.

Под ними можно отдохнуть в теньке и попытаться почитать, что же написано на сводах.

В притулившихся прямо на лестнице лавках продают в разных видах танаку — местное волшебное снадобье, которым местные красавицы мажут щеки в солнцезащитных целях.

Тут же с помощью нехитрого станка из сандалового полена вытачивают бусины для четок. Пахнет жженым сандалом.

Можно купить поленце целиком.

Пролеты лестницы населены не только монахами и торговцами, но и всякой живностью — иногда довольно жалкого вида.

Ну а с верхушки холма открываются виды на лежащий внизу Мандалай. Внизу он лежит не особо ниже, так что виды, прямо скажем, на троечку. Обратите внимание на концентрацию золотых ступ — они повсюду!

Спустившись с Мандалайского холма и отобедамши, мы, немного поплутав, попали в один из знаменитых буддистских храмов Мандалая — Кутодо Пайя.

На самом деле мы шли в известный своей уникальной резьбой тиковый монастырь Швенандо, однако туда, как оказалось, как раз в этот день внезапно привезли Священный Зуб Будды о_0. По этому случаю местный народ давился в огромных очередях на вход, тут же организовался стихийный базар, а мы с Двое, пытались осмыслить такую концентрацию Священных Зубов в нашей жизни. Неспроста это, ох, неспроста.

Кутодо Пайя

Храм Кутодо — это удивительная каменная «библиотека», созданная по инициативе все того же короля Миндона. Вскоре после основания Мандалая он созвал в городе Пятый Буддийский Собор, на который съехались тысячи монахов со всего мира.

Одной из целей таких соборов всегда было «уточнение» канонических священных текстов и приведение новых книг в соответствие с ними. Если учесть, что Четвертый Собор на Шри-Ланке проводился аж в I веке до нашей эры, то монахам явно было чем заняться.

После пяти месяцев работы окончательная версия Палийского Канона была высечена на 729 мраморных плитах Кутодо-Пайи.

Каждая плита стоит в своей собственной ступе, а сами они белоснежными рядами расходятся в разные стороны от главной позолоченной пагоды.

Сей архитектурный шедевр считается самой большой книгой в мире.

О мандалайских достопримечательностях продолжу в следующий раз, а пока немного технической информации для тех, кто рискнет пойти по нашим стопам.

Как добраться в Мандалай из Янгона

Мандалай — второй и единственный крупный город в Мьянме помимо Янгона. Между двумя столицами проложено опять-таки единственное в стране человеческое скоростное шоссе, поэтому в Баган или Инле во многих случаях проще будет попасть именно через Мандалай, пусть и сделав ради этого приличный крюк по карте.

Из столицы Мьянмы в Мандалай можно добраться на самолете, поезде и автобусе. Самолет стоит от $50 в один конец, поезд едет медленно и непонятно где брать билеты, поэтому мы, как и большинство бэкпэкеров, поехали на автобусе.

Билет на ночной автобус за 10-11 тысяч чат ($12-14) вам с удовольствием продадут в любой гостинице или гесте. Автовокзал в Янгоне находится у черта на рогах (дальше чем аэропорт, в зависимости от пробок до часа езды из центра), поэтому такси туда будет стоить еще 7 тыщ ($9) за машину. Автобусы все частные, качество их может разниться, но все что мы видели выглядело довольно прилично, а именно как умеренно поношенный японский, китайский или корейский дальнемагистральный автобус преклонных годов. Выезжают автобусы из Янгона в 6-7 вечера, а приезжают в Мандалай (тоже на автовокзал у черта на рогах) за каким-то хреном в 5 утра. Из этого прямо вытекает следующий пункт.

Жилье в Мандалае

В связи с таким ранним временем прибытия автобусов время чек-ина в мандалайских гестхаусах начинается рано утром, а не в 12 или 2 часа дня, как это обычно бывает. Однако же время чек-аута везде обычное — 12 часов. С учетом значительного превышения спроса на жилье над его предложением выходит несостыковочка. Из-за этой несостыковочки мы сначала в ночи бегали по центру Мандалая, мать его за ногу, в поисках хоть какого-нибудь жилья, а потом еще пару часов ждали на рюкзаках, чтобы в это жилье наконец вселиться. Мораль — жилье в Бирме стоит бронировать заранее.

Следующая цель на нашем пути - Мандалай. При упоминании о поездке из Питера в Москву сразу же на память приходят знаменитые записки Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Точно также о поездке в Мандалай нельзя и подумать без того, чтобы сразу же не вспомнить о стихах Редьярда Киплинга. Вернее, об одном его стихотворении, которое называется «По дороге в Мандалай»:
Поскорей вернись сюда,
Слышишь, хлюпает вода -
К Мандалаю из Рангуна мчат колесные суда.
Конечно, Киплинг ехал не на поезде, а на колесном пароходе вверх по реке Иравади. Но ведь и Радищев описывает поездку не на поезде или автомобиле, а на бричках. Но и тот и другой смогли если и не навечно, то очень надолго «приватизировать» себе по участку дороги.
Из Янгона в Мандалай и сейчас - чисто теоретически - можно доплыть на пароходе. Но на это уйдет не меньше недели. Даже в обратном направлении из Мандалая в Янгон вниз по течению нужно плыть не меньше пяти дней. Значительно быстрее можно доехать на междугородном автобусе - всего за 12 часов. Но трястись на автобусах нам еще предстоит - в Мьянме это главный вид междугородного транспорта. Во многих местах - и единственный. Но из Янгона в Мандалай можно доехать и на поезде. Железную дорогу в Мьянме строили англичане. Она постепенно разваливается, но поезда по ней пока еще ходят. Грех этим не воспользоваться.
Если междугородный автовокзал расположен на окраине на северной города, неподалеку от аэропорта, то железнодорожный вокзал находится практически в самом центре Янгона.

На железнодорожном вокзале

Вокзал, конечно строили англичане, еще в 1877 году - как, впрочем, и все 5000 км бирманских железных дорог. Однако сами же англичане его и разрушили в 1943 году, когда бежали из Янгона. Не хотели оставлять свой вокзал японцам. У японцев до восстановления вокзала руки не дошли. И уже самим бирманцам, после получения независимости, пришлось этот вокзал восстанавливать. Поэтому и получилось здание в типично бирманском стиле - с крышей, как у пагоды и башенками, как в храмах. Новый вокзал открылся в 1954 году. И с тех пор здесь если и проводили ремонт, то чисто косметический. Все сооружения и оборудование уже полувековой давности. Только в зале ожидания (туда пускают только с билетами) новшества - старые ламповые телевизоры (у же не работающие) и красные пластиковые стулья. Кассы остались старые. Никаких компьютеров там, конечно, нет. Билеты продают по-старинке, вручную. Для иностранцев - отдельная касса, инвалютная. Но никаких других ее технических отличий от соседних касс нет. Здесь также выписывают билеты вручную. Хотя все же прогресс есть. В 50-х годах билеты наверняка писали перьевыми ручками, а сейчас - шариковыми. В этом вся разница.

Билеты для иностранцев
Иностранцам в Мьянме билеты на поезд продают только за доллары. Для примера, от Янгона до Мандалая проезд стоит 15 долларов в общем вагоне и 33 доллара - в спальном. Сколько стоит проезд для бирманцев, можно и не спрашивать, чтобы не расстраиваться. Но даже по «интуристовским ценам» поездку на поезде нельзя назвать очень уж дорогой. Но поезда ходят очень уж медленно. Расстояние между двумя «столицами» (Янгон -столица Нижней Бирмы, а Мандалай - Верхней Бирмы) составляет всего 622 км, что на 100 км меньше, чем между Москвой и Питером. Но поезд - вернее, суперскоростной по местным меркам экспресс, а не обычный пассажирский - идет не меньше 15 часов.
Билеты на вокзале заранее не продают - даже иностранцам. И уж тем более, через Интернет их купить нельзя. Либо обращаться в государственное туристическое агентство. Или подойти к кассе примерно за полтора часа до отправления поезда и купить самим - за наличные доллары. Ажиотажа, впрочем никакого нет. По крайней мере, в разгар сезона дождей. Когда мы приехали на вокзал за билетами (пешком дойти было нереально - как раз начался мощный тропический дождь), оказалось, других иностранцев, претендующих на поездку в Мандалай нет.
Мы купили билеты в общий вагон - поближе к простому народу. И действительно, оказались единственными иностранцами в полном вагоне. Общий вагон бирманского поезда по внешнему виду сильно напоминает вагон нашей электричке. Только сиденья неудобные - они рассчитаны на бирманский размер. Для европейцев явно маловато будет. Но ведь хотели быть ближе к народу. Вот и оказались.

Виза. На 28 дней через турфирму на Каосан роад - 2500 бат.
Валюта. 1 доллар США = 700 чат.
Транспорт. Такси от гостиницы Motherland II до жд вокзала Янгона - 2 тыс. Поезд Янгон - Мандалай - 15 долларов в обычном классе, 33 доллара - спальный.
Ночлег. Ггостиница Моверленд II – в Янгоне - 16 долларов 2-мест. Гостиница Гарден Отель в Мандалае - 12 долларов 2-мест.
Еда. Ананас - 200 – 700 чат/шт, манго 200 чат/шт. Печенье 300 гр - 1 тыс. чат. Лапша с мясом - 1500 чат. Пиво Мьянма 1250- 2000 чат. Пиво Мандалай 0.64 - 950 чат. Рис с овощами - 1200 чат. Суп-лапша - 500 чат. Суп - 300 чат. Чай с молоком - 200 чат.
Достопримечательности. Ступа Суле в Янгоне - 2 доллара.