Крымский троллейбус - один из главных поводов, сподвигших меня на экспресс-поездку в Крым. Из-за отсутствия с советских времен сколь-нибудь значимых вложений в инфраструктуру, уникальная троллейбусная сеть сохранила советское лицо. Это касается не только самих троллейбусов, но и остановок, павильонов и инфраструктуры.

1. Троллейбусы Škoda 9Tr №5511 и №5608 в Ялте. Такие троллейбусы до сих пор составляют значительную часть парка в Ялте и Алуште.

Крымский троллейбус это нонсенс, который должны были или закрыть, или капитально модернизировать. Но случилось нечто среднее, и я смог проехать на тех же троллейбусах, что и во время своей предыдущей поездки в Крым в 1987 году.

Крымский троллейбус - система междугородного троллейбуса, связывающая Симферополь с Алуштой и Ялтой . Также система включает линии городских и пригородных маршрутов в Симферополе, Алуште и Ялте. Маршрут из аэропорта в Ялту является самым длинным троллейбусным маршрутом в мире - 96 км. Севастопольская троллейбусная сеть считается независимой и не является частью «Крымского троллейбуса».

3. Троллейбусная станция в Алуште. Троллейбусы Богдан Т70110 №8300 и Škoda 9Tr №7013.

Изначально планировали построить железную дорогу, но проект просто не потянули. Было 2 варианта: один от Бахчисарая тоннельным проходом через горы в Ялту, и второй от Севастополя по берегу моря в Ялту и далее от Ялты до Алушты. До Великой Отечественной войны были начаты работы по укладке путей, после неё к проекту вернулись, но возобновить работы так и не удалось, поскольку в районе поселка Оползневое произошел сдвиг грунта, и прокладка путей стала невозможной. Рассматривались варианты переноса проекта от оползневого участка, но были проведены исследовательские работы, по которым было решено отказаться от проекта, поскольку оползневых участков было выявлено много.

Движение троллейбусов на первом междугороднем участке Симферополь - Алушта открыли в ноябре 1959 года.

4. Škoda 9Tr с бортовым номером 1508. Построен в 1974 году. В регулярных пассажирских перевозках он сейчас не задействован. Конечная остановка «Рабочий уголок», Алушта.

В 70-80 годах в курортный сезон интервалы движения троллейбусов на трассе Симферополь - Алушта составляли в среднем 2 минуты. В эти годы билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до Симферополя в железнодорожных кассах крупных городов СССР: Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Харькове, Риге и Вильнюсе.

6. Škoda 14Tr с бортовым номером 8200, маршрут №2, Алушта.

Потом начались лихие 90-е и пассажиропоток постепенно начал падать . Ни о каком развитии сети речи не шло , на линии работали троллейбусы поставленные в 1960-1990 годы. В 2009 году предприятие «Крымтроллейбус» признали банкротом, и оно было на грани закрытия. Были закрыты многие маршруты.

7. Škoda 14Tr №810, Škoda 9Tr 774, Škoda 15Tr 7012. Троллейбусная станция, Алушта.

Переломным стал 2010 год. Начали поступать новые троллейбусы Богдан Т60/Т70/Т80, стали открываться новые маршруты. В пользу троллейбусов из центра Симферополя были убраны большинство маршрутных такси. Поставленные в этот период машины до сих пор составляют основу парка «Крымтроллейбуса».

В начале 2014 года произошло присоединение Крыма к Российской Федерации (Анексія Криму Росією) и стало складываться ощущение, что Крымский троллейбус уже никогда не будет таким как раньше. Но вопреки ожиданиям в 2014-2016 годах троллейбусная сеть не получила какого-то нового толчка в развитии, и маршрутки снова вернулись в центр Симферополя. После известных событий в Крым было переброшено 5 троллейбусов из разных городов России. Спланированной поставкой это назвать нельзя было, скорее спонтанное политическое решение. Нормальные поставки начались только в 2016. За 6 месяцев было поставлено 14 низкопольных троллейбусов СВАРЗ-МАЗ-6275.

11. Троллейбусная станция в Ялте. Троллейбусы Škoda 14Tr.

По данным сайта transphoto.ru сейчас у « Крымтроллейбуса » на линиях работает 183 машины. Из них 72 поставлены еще в советский период, с 1974 по 1990 год. Это 39.4% от всего парка. Самому старому работающему троллейбусу сейчас 42 года! Из троллейбусов, закупленных в период с 1990 по 2014, сейчас работает 94 (51.4%) машины. Из закупленных с 2014 по 2016 работает 17 (9.2%) машин.

Ниже полный список:

12. Škoda 14Tr №6103, междугородний маршрут 52 Ялта — Симферополь. Škoda 14Tr №6003, маршрут 41 Ялта — Краснокаменка. Троллейбусная станция Ялты.

Само собой, троллейбусная сеть давно потеряла свое инфраструктурное значение. Процент пассажиров, перевозимых троллейбусами, стал настолько низок, что о каком-то экологическом эффекте говорить уже нельзя. Во времена СССР речи не велось о личном автотранспорте, решался вопрос на чем возить - автобусах или троллейбусах. И тогда был сделан выбор в пользу последних.

13. Škoda 9Tr №5608 следует по маршруту №1 Троллейбусная станция — ул. Красноармейская, Ялта.

14bis: Троллейбусы в Ялте.

Если с пробками можно как-то смириться, то с экологической составляющей сделать это сложнее. Пляжи в Алуште сейчас пахнут не морем, а автомобильными выхлопами. Ни о какой туристической индустрии с таким подходом речи вести нельзя. А какие пробки на подъездах к пляжам? Да там анархия. Ну да ладно, это тема следующий публикации.

14. Škoda 9Tr в троллейбусном парке Ялты, маршрут №3 Массандра — ул. Красноармейская.

Еще одна важная проблема троллейбусов, это то, что они используют для передвижения те же дороги, что и автомобили с автобусами. Из-за устаревшей инфраструктуры троллейбусы вынуждены сильно снижать скорость на трехполосных участках серпантина и блокировать движение остального транспорта. Парадоксально, но модернизацию троллейбусной системы нужно начинать именно с расширения дорог. Уже после этого можно модернизировать контактную сеть и троллейбусные стрелки. Современных технологии позволяют повысить скорость движения троллейбусов до 90 км/ч.

Троллейбусы на междугороднем маршруте «Симферополь – Алушта – Ялта» в Крыму через пять лет за счет реконструкции контактных сетей смогут развивать скорость до 90 километров в час. Об этом в кулуарах Крымского транспортного форума сообщил Андрей Безсалов, министр транспорта республики, информирует ТАСС.

Сегодня троллейбус на трассе «Симферополь – Ялта» – это большая беда, он раздражает всех водителей, которые тащатся за ним, - сказал в кулуарах Крымского транспортного форума Андрей Безсалов, министр транспорта республики. - Мы рассчитываем реконструировать контактные сети и выйти на среднюю скорость движения троллейбусов до 90 километров в час, там будут применяться конструкторские решения, которые используются для электропоездов.

По его словам, реконструкция сетей планируется в течение пяти лет, сообщает ТАСС . Еще, из его слов стало понятно, что к троллейбусу он относится не как к современному и привлекательному виду транспорта, а как к части социальной инфраструктуры для малообеспеченных крымчан. Вот, имхо, совсем неверный подход.

Модернизации требует не только инфраструктура, но и сами троллейбусы требуют замены. Причем не просто замены на современные троллейбусы, а замены на троллейбусы, специально разработанные и построенные для междугородних линий Крыма. В первую очередь у них должен быть кондиционируемый салон со специальным полками для багажа и креслами, предназначенными для дальних поездок.

20. Посадка в троллейбус маршрута 53 Ялта — Алугта. Богдан Т70115 №8401.

Также имеет смысл подумать над реконструкцией междугородних троллейбусных автостанций. Это должны быть кондиционируемые помещения с хорошим обзором, нормальными креслами для ожидания и выходом непосредственно к дверям троллейбуса. Хороший пример - автовокзал «Flygbussarna cityterminalen» в Стокгольме. Там автобусы подъезжают к терминалу по принципу «дверь в дверь».

Одна из достопримечательностей Крыма, которой уделяется недостаточное внимание - уникальная система троллейбусного сообщения, включающая в себя самый длинный троллейбусный маршрут в мире. Протяженность маршрута от аэропорта Симферополя до Ялты - 96 километров.
А еще в Крыму эксплуатируется старейший линейный троллейбус в СНГ - Škoda 9Tr 1972 года выпуска.

Мне кажется, что стоит посвятить крымским троллейбусам отдельный рассказ.


2. Троллейбусное сообщение в Крыму было открыто в 1959 году. Обслуживает троллейбусы Крыма предприятие «Крымтроллейбус». Одна из станций расположена на привокзальной площади аэропорта «Симферополь».

3. Долгие годы, чтобы добраться на троллейбусе от аэропорта до Ялты, приходилось ехать с пересадкой. В прошлом году этот маршрут был восстановлен.

4. Стоимость проезда очень низкая, что на городских маршрутах, что на междугородных. От аэропорта до Ялты можно доехать всего за 98 рублей.

5. Есть еще и проездные билеты. Проездной билет - недорогой, но полезный подарок!

6. В Крыму благодаря климату и техникам до сих пор встречаются очень старые троллейбусы.

7. Обратите внимание, какая импозантная дама за рулём. Женщин-водителей встречается очень много.

8. Сейчас в Крыму действуют 25 троллейбусных маршрутов, из них 7 пригородных и 5 междугородних.

9. Много современных моделей троллейбусов. Всего в Крыму 244 машины.

10. На участке от Симферополя до Алушты маршрут проходит через перевал. Там установлен памятник троллейбусу.

11. Троллейбусы бегают очень резво, горки проходят без проблем.

12. Во времена СССР в летний период интервал между троллейбусами составлял 2 минуты. Для удобства пассажиров билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до Симферополя в железнодорожных кассах крупных городов Советского Союза.

13. Старичок. Škoda 9Tr19 1979 года выпуска.

14. Модель посвежее. Škoda 14Tr02/6 1988 года.

15. На дорогах Крыма много «старичков» не только среди троллейбусов. Обратите внимание на номер, он еще советский.

16. Можно увидеть и такие раритеты.

17. По дороге мы засекали интервал между троллейбусами, получилось, что максимальный интервал на линии Симферополь - Алушта составляет 20 минут.

18. Интересный факт: в октябре 2014 года в Симферополе начались испытания троллейбуса Тролза-5265 «Мегаполис» с автономным ходом в район ул. Героев Сталинграда, где нет контактной сети. С ноября он обслуживает жителей этого района.

19. К сожалению, из-за тумана на ЮБК фотографировать было сложно.

20. Украинская модель Богдан Т70115. 2011 года выпуска. Таких троллейбусов на дорогах очень много.

21. У крымских троллейбусов были разные времена. В 2006 году предприятие Крымтроллейбус перешло в собственность Автономной Республики Крым. 2009 год выдался особо тяжёлым, предприятие признали банкротом и оно было на грани закрытия, были закрыты многие маршруты. Но удалось выстоять. Я считаю это большим достижением.

22.

24.

25. В ближайшие годы планируется развитие троллейбусной сети Крыма. В январе 2015 года в Симферопольский троллейбусный парк поступил первый троллейбус ВМЗ-5298.01-50 «Авангард». Есть планы по строительству троллейбусной линии от аэропорта Севастополя «Бельбек» до Ялты.

26. К сожалению, у нас в эту поездку не было времени прокатиться на троллейбусе, но нужно будет обязательно проехать по самому длинному в мире троллейбусному маршруту.

Репортажи из поездки по весеннему Крыму:

Друзья, всем привет!

Знаете ли вы, что у вас есть возможность рассечь пополам полуостров Крым на троллейбусном маршруте и насладиться незабываемыми видами из окна практически за бесценок?

Да-да, троллейбус Симферополь Ялта прокатит вас по самой живописной и продолжительной дороге. А вот узнать, не слетят ли штанги в аккурат на Ангарском перевале и не закончиться ли день пока вы доберетесь до места предлагаю в этой статье.

О всех способах эвакуироваться спешно из Симферопольского аэропорта я рассказывал в . Сегодня же я укажу расписание, цены и расположение троллейбусных станций.

Проект троллейбусной линии в Крыму пришлось разрабатывать взамен несостоявшегося строительства железной дороги. Нет, прокладывать пути начали еще до ВОВ, а затем и после, но опасные оползневые участки не позволили воплотить в жизнь эту задумку.

В 1958 году был разработан план по созданию междугородней троллейбусной линии, который с успехом осуществили. Открытие троллейбусной линии Симферополь-Алушта состоялось в ноябре 1959 года, а Симферополь-Ялта в июне 1961 года.

Интересный факт: в 70-80-е годы троллейбусы в Ялту и Алушту курсировали с интервалом в 2 минуты, а билеты можно было приобрести в ж/д кассах Ленинграда, Москвы, Киева, Риги, Вильнюса, Харькова.

Во времена кризиса, в 90-е годы, троллейбусное сообщение чуть было не прекратило свое существование, но все обошлось!

В 2014 году возобновили троллейбусные маршруты из аэропорта «Симферополь» в Ялту и Алушту. В этот же период, вплоть до января 2017 года происходило обновление троллейбусного парка, поступили новые, современные и комфортабельные троллейбусы, более 60 штук.

С 16 апреля 2018 года после запуска в строй симферопольского аэропорта «Крымская волна» городские троллейбусные маршруты 17 и 20 (в сезон) продлили до новой остановки общественного транспорта в аэропорту. Подробнее о новой транспортной развязке в аэропорту я писал в .

Что имеем сегодня

Перевозки осуществляются междугородней сетью ГУП РК «Крымтроллейбус». Протяженность маршрута Симферополь-Ялта 84 км, от нового терминала аэропорта будет почти 100 км.

Почему будет? Потому что пока рейсов из Нового аэропорта нет, так как финальная часть маршрута еще не электрофицированна. А запускать автономные составы на дальние расстояния, видимо, не целесообразно.

Поэтому сегодня отправиться в троллейбусное путешествие в Ялту или Алушту можно только со станции города Симферополя — автовокзала «Курортное». На мои вопросы что? да когда? руководство Крымтроллейбуса пока предательски молчит.

Троллейбусы, следующие по междугороднему маршруту, низкопольные, просторные, с хорошим панорамным обзором и тонированными стеклами. В салоне работает система оповещения, телевизор и кондиционер.

Из Симферополя в Ялту и Алушту

Троллейбусная станция находится напротив автостанции «Курортная» на остановке «Железнодорожный вокзал» . Увидите кассы автобусного сообщения, через дорогу (пешеходный переход) будут троллейбусные кассы и сама станция.

Все расписания в статье взяты на летний сезон 2018 года. За изменениями в 2019 году следите на официальном сайт Крымтроллейбус crimeatroll.ru

Симферополь-Ялта маршрут № 52

Интервал между рейсами составляет 20-40 минут. Первый рейс отправляется в 5.00, последний в 21.50. Всего 42 рейса в день.

Маршрут проходит через Алушту. Так что, вы можете смело заскакивать в троллейбус ялтинского направления и выйти в Алуште, Партените, Гурзуфе и даже Никите.

Время в пути около 2,5 часов, может чуть больше. Стоимость проезда на февраль 2019 – 184 рубля . Кстати, за багаж берут еще 20 рублей.

В Ялту вы прибудете на троллейбусную станцию, которая располагается в 2 км от центра города и рядом с центральным автовокзалом.

Симферополь-Алушта маршрут № 51

Первый рейс на Алушту отправляется чуть позже ялтинского, в 6.10. Но зато интервал между рейсами составляет всего 15-30 минут. Последнее отправление в 21.35.

Итого за день осуществляется 36 рейсов в Алушту! К тому же, учтите, что все троллейбусы идущие в Ялту проходят через автовокзал в г. Алушта. А это еще дополнительно 42 рейса! Так что проблем добраться из Симферополя в Алушту быть ну ни как не может.

В пути вы проведете чуть больше часа. Стоимость проезда в Алушту от станции в городе Симферополе – 115 рублей.

Конечной станцией является троллейбусный парк, расположений рядом с и в 200 метрах от набережной.

Из аэропорта в Ялту и Алушту

Раньше из старого аэропорта ходили маршруты троллейбусов 54 и 55 в Ялту и Алушту соотвественно. На начало 2019 года о таких маршрутах мне не известно.

На сайте crimeatroll.ru/raspisanie-yalta есть упоминание о 3-х рейсах в аэропорт Симферополя. Но, скорее всего, они идут только до старого терминала.

В любом случае в маршрутном листе их нет. Самое время обратиться в передачу «Ищу тебя» или за помощью к залу. Если кто-то, где-то, когда-то ехал в этом году на троллейбусе 54 или 55 — не таитесь и дайте знать. Заранее благодарен за помощь.

Как только информация прояснится, то я сразу обнавлю статью.

А на данный момент имеем только вариант: вручную добраться из Нового аэропорта до АС «Курортное» на троллейбусе 17 или автобусе 49/49а и подсесть к пассажирам в троллейбус 51 или 52.

Вообще, если где-либо в Крыму запутаетесь с маршрутами, то вот сайт в помощь wikiroutes.info/simferopol?routes=10323 . Сам пользуюсь!

Куда еще можно попасть по маршруту Симферополь-Ялта?

В пути троллейбус делает много остановок, что сказывается на длительности маршрута по времени. Но в этом и есть удобство, так как многие туристы или местные жители едут не только в Ялту или Алушту. Расскажу об основных.

Итак, троллейбус делает остановки: в Марьино (пригород Симферополя), селах – Заречное, Лозовое, Пионерское.

Если вы решите отправиться в , ваша остановка – Перевальное, а если вас интересуют пешие походы по Чатыр-Дагу или , то выходите на остановке Сосновка.

Покорителям Димерджи надо доехать до Ангарского перевала , остановка Лучистое – точка отправления в .

Перед Алуштой вас ждет еще две остановки – в селах Верхняя и Нижняя Кутузовка . Далее идет остановка Кипарисное. Пушкино понадобится тем, кто собрался на отдых в санаторий «Утес» . Кому в Артек – выходите на одноименной остановке.

Впереди вас ждет Ялта!

Надо сказать, что всего на пути будет около 40 остановок, у маленьких сел и деревень и наиближайших точках по направлению к санаториям или достопримечательностям.

Вот полная схема движения троллейбусов:

Стоит или не стоит ехать троллейбусом?

Как всегда, в каждой ситуации есть положительные и отрицательные стороны, и сейчас мы рассмотрим какие.

Плюсы:

  • самый бюджетный вид транспорта;
  • в салоне не «болтает» и не «швыряет» на поворотах, как в маршрутных такси;
  • время в пути пролетает быстро, так как за окном возникают красочные пейзажи – виноградные поля, фруктовые сады, горные вершины, бескрайнее море. Многие просто любят прокатиться этим маршрутом – как на экскурсии побывал!

Минусы:

  • троллейбусы не дотянули до Нового Аэропорта. Придется ехать с пересадкой в Симферополе.
  • после перелета, да еще в жару, дорога может показаться слишком утомительной. Тогда уже не до пейзажей и красот;
  • не все троллейбусные маршруты в Крыму оснащены новейшим транспортом. Хотя их количество на сегодня минимальное.

Для сравнения: билет на автобус в Ялту стоит около 300 рублей, комфортабельный автобусный транспорт от Fly&Bus следующий от аэропорта «Симферополь» обойдется от 500-600 рублей, такси или трансфер – от 1400-2200 рублей.

Полезно знать

Как написала одна мадам в своем отзыве о крымских троллейбусах – «один раз надо попробовать обязательно, а вдруг вам безумно понравится, как и мне!».

Дорогие друзья, напоминаю вам, что подписаться на мой блог и получать свежие статьи вы можете прямо сейчас. Также жду в комментариях отзывы тех, кто прокатился на троллейбусе и хочет всех порадовать своими впечатлениями.

Вас ждет наша группа