Атлантическая дорога (англ. The Atlantic Ocean Road, норв. Atlanterhavsveien) пожалуй, самая красивая и живописная автотрасса в мире, расположена она в губернаторстве (фюльке) Мёре-ог-Ромсдал (норв. Møre og Romsdal), Норвегия . Шоссе проходит по северному побережью Атлантического океана и состоит из дорог и 12 мостов, которые соединяют между собой несколько островов необычным образом.

Атлантическая дорога , это одно из достояний Норвегии – это автотрасса как будто предназначена для туристов, живописные пейзажи, океан, меняющиеся картины разных островов и еще щекочут нервы мосты, которые могут напомнить американские горки проезжая по ним. А еще если будет ветреная погода, то волны могут вырываться прямо на дорогу, чем вызовут необыкновенные ощущения.

Автотрасса или шоссе The Atlantic Road является частью 36-километровой национальной туристической дороги № 64 (Бюд — Корвог). Атлантическая дорога это двухполосное автомобильное шоссе, которое связывает небольшие острова в Атлантическом океане между населенными пунктами Молде и Кристиансунд, между первым пунктом и трассой - 47 км, а т трассы до второго пункта составляет - 30 км.

Длина шоссе составляет почти 8,5 километров и состоит из нескольких дорог и крупных мостов, виадуков. Трасса Атлантическая дорога пролегает зигзагами по множеству островков, чтобы можно было довольно за короткий срок попасть на любой из них. Собственно ради этого и возвели это дорогостоящее и сложное в возведении шоссе. Ранее, почти до середины 1970-х годов, вместо него автомобили на острова переправляли только автомобильным паромом, который ходил между округом Ромсдалем и островом Авероем. Но данный способ был довольно медленным и с ростом количества автомобилей он уже не справлялся со своими задачами, поэтому решено было построить данную автотрассу.

Планирование дороги началось в 1970 году, но только 1 августа 1983 года началось строительство. Строительство было не лёгким, все время дорога подвергалась природным стихиям, так, во время шестилетней стройки дорога пережила 12 мощных ураганов. После открытия 7 июля 1989 года, Атлантическая дорога еще целых 10 лет оставалась платной, но после того как она окупилась, с июня 1999 года она является полностью бесплатной для проезда.

Одной из главных достопримечательностей дороги в Норвегии является - (Storseisundet) или как еще называют - «Пьяный мост» или «Мост в никуда», который назван потому, что он стоит не ровно как обычные мосты, а извивается и если смотреть на него с определенного угла, то его вершина направлена вверх и проезжающие по нему машины словно вот-вот взлетят в небо. Сторсезандетский мост является к тому же самой высокой точкой всей трассы, он поднят над водой на высоту в 23 метра.

Атлантическая дорога (The Atlantic Ocean Road) получила награду «Строение века Норвегии 2005 года», а также по версии газеты The Guardian является «Лучшей туристической дорогой страны». И не зря, для туриста на данной дороге найдется все необходимое, чтобы можно было получить незабываемые ощущения от отдыха.

Если бы я составлял список самых красивых мест, которые должен посетить каждый путешественник, в первой десятке, несомненно, была бы Атлантическая дорога в Норвегии. Петляя несколько километров по островам и шхерам, дорога ведет к океанскому побережью. Построенная в конце прошлого века между маленькими островками, она была моментально признана «Главной норвежской постройкой 20 века».

Британская The Guardian присудила трассе первое место в номинации самых живописных дорог мира, и это вполне заслуженно. Но главная её фишка в волшебном мостике. Когда едешь по нему, создается впечатление, что это Ледзепеллиновская «Лестница в небо» и приближаясь к середине, инстинктивно группируешься, готовясь к прыжку…

Дорога из в сторону Мольде. Впереди гора со «следами от зубов»: кажется, сказочный великан укусил её прямо за вершину:


В Мольде идет очередной паром за 1700 рублей (217 крон):


Корабль и каюткомпания небольшие:


В самом Мольде мы особенно не задерживались. Ещё в прошлый раз городок показался мне скучным и непримечательным. Ограничились подъемом на смотровую площадку и сделали пару кадров:


Припарковались рядом со смешной машинкой. Я специально встал рядом, чтобы мой Discovery поравнялся с ней. Машинка оказалась практически в два раза короче:


В 2007 году, когда я приехал сюда впервые, ещё не было квадрокоптеров и оценить масштаб дороги в одном кадре было невозможно:


Длина шоссе составляет почти 8,5 километров и состоит из нескольких дорог и крупных мостов, виадуков:


До 1970 года между островами курсировал паром, но уже тогда стало ясно, что водный путь не справляется с нарастающим потоком автомобилей. Было решено прокладывать дорогу. Проектировали и планировали строительство несколько лет, начало было положено в 1983 году:


Строительство было сложным. За шесть лет дорога пережила 12 мощных ураганов (к счастью, обошлось без жертв). В период с 1989 по 1999 годы Атлантическая дорога была платной, затем, когда строительство полностью окупилось, её открыли для всех автомобилистов:


Сторсезандетский мост — самый длинный и самый известный мост на Атлантической дороге:


Местные называют его «Пьяным мостом», поскольку он стоит не как обычные мосты — ровно, — а извивается вправо-влево, вверх и вниз. Если смотреть на него с определенного угла, кажется, что вершина направлена вверх и проезжающие по дорожному полотну машины вот-вот взлетят в небо:


Сторсезандетский мост является к тому же самой высокой точкой всей трассы. Он поднят над водой на высоту в 23 метра. Конструкция моста сделана с тем расчетом, чтобы пропускать под собой корабли:


В этот день мы жили в отличной гостинице всего в 2 километрах от Сторсезандетского моста. Несколько фотографий с коптера я сделал прямо из номера отеля, благо современные дроны могут летать в радиусе 2,5 км. Правда, я не учел одну вещь: к мосту он летел по ветру со скорость 12 метров в секунду, а обратно — в два раза медленнее. Был риск, что не хватит батарейки, но всё обошлось:


Отель стоит на острове и чтобы добраться до него, надо немного проплыть на лодочке:


Отправление на остров Хохольмен в коттеджный поселок Håholmen Havstuer происходит каждый час. Причем это не просто «водная маршрутка», а историческое отреставрированное судно. Обратите внимание, что руль находится не по центру лодочки, а сбоку, как у викингов:


Лодочка принимает на борт только пассажиров. Автомобили нужно оставить на парковке недалеко от причала. Парковка, кстати, бесплатная:


Наша гостиница на островке:



Отель в Хоольмене стоил около 12500 рублей на семью в сутки (1590 крон). Для нас был забронирован большой коттедж на 5 спален (8 спальных мест), с ванной и большой гостиной:


Эта живописная находится в Норвегии и соединяет Мольде и Кристиансунд - самые густонаселенные города губернаторства Мёре-и-Румстад. Длина трассы составляет 8 километров. Начинается она в 47 км. от Мольде, а заканчивается в 30 км. к юго-западу от Кристиансунда.

Атлантическая дорога проложена по низким мостикам, которые соединяют острова между Мольде и расположенным на фьордах Кристиансундом.

В частности, путь проходит вдоль Хюстадвики - довольно известного приморского района, во время шторма на котором, можно наблюдать захватывающее зрелище. Согласно изданию The Guardian, в холодную погоду здесь можно увидеть китов и тюленей.

Атлантическая дорога, благодаря своей особенной дорожной архитектуре, мостам и потрясающим морским пейзажам вокруг признается одним из лучших национальных туристических маршрутов.

Достопримечательности на Атлантической дороге

Даже несмотря на то, что китов здесь видно не часто, сам вид Атлантического океана изумляет. Здесь обитает множество разнообразных птиц, а также встречаются тюлени.

Петляя, дорога будто перескакивает с острова на остров при помощи 7 мостов. Самым высоким из них является мост Стурсейсунде - необычайно выгнутый, он представляет собой достижение мостостроения.

Многие туристы специально приезжают осенью, чтобы увидеть как свирепствуют шторма. Так, только до открытия трассы в 1989 году, строители стали очевидцами 12 ураганов.

На Атлантической дороге можно увидеть церковь Квернес построенную в XIV веке, которая является одной из наиболее узнаваемый норвежских традиционных деревянных церквей. Увидеть ее можно возле величественных фьордов Фрей-фьорд и Квернес-фьорд.

К югу от вершины горы Бремснесхаттен расположена пещера Бремснес, где обнаружено множество следов археологической культуры Фосна, оставленных здесь около 10 000 лет назад.

Экспозиция множества экспонатов различных эпох представлена в этнографическом музее Квернес, состоящим из 11 древних строений.

Чем заняться на Атлантической дороге

В этих местах вы можете насладиться отличной рыбалкой. Летом здесь проходят ежедневные рыболовные туры. Чтобы присоединиться к нему Вам надо обратиться в спортивный центр Stromsholmen Sea Sports Centre или в одну из рыболовных организаций на острове Хохолмен.

Также в этом районе отличное место для дайвинга. Чистая вода и сильное приливно-отливное течение, позволяют насладиться водными обитателями.

Недалеко от залива Хюстадвика есть остров Хохолмен, на котором, в 18 веке, жили рыбаки, а основной доход приносило производство вяленой рыбы. Сейчас рыбацкие хижины отреставрированы и идеально подходят для спокойного отдыха в далеке от цивилизации.

Велосипедный тур по островам стартует в Мольде, откуда проходит в западном направлении по муниципалитетам Аукра, Сандёй и Мидсунд. Переправляясь с острова на остров, у вас будет время передохнуть на паромах и скоростных катерах. По приезду на материк, участники тура едут к рыбацкой деревушке Бюд, при этом наслаждаясь видом прибрежных шхер и небольших островков вдоль Атлантической дороги. Заканчивается тур паромной переправой с острова Аверёй до Кристиансунда.

При ферме Деринггарден можно приобрести домашний сыр, йогурт и прочие продукты. В летнее время магазин работает ежедневно.

19.07.2017

… Под утро сквозь сон показалось, как разморённые солнцем букашки падают с веток деревьев на тент нашей палатки. Встали. Идёт дождь, небо затянуто тучами. Собирая палатку, поснимали с неё многочисленных жирных слизней. День решили полностью посвятить Атлантике.

… Ещё одна раскрученная на весь мир достопримечательность Норвегии – Атлантическая дорога. Её длина 8 км., строилась с 1983 по 1988 год, связывает небольшие острова в Атлантическом океане между населенными пунктами Молде и Кристиансунн. Проходит по 7 мостам, но лишь один из них достоин внимания.

… Когда заехали на Атлантическую дорогу, прекрасной показалась не столько она, сколько сам океан. Обнаружили более десятка возможных мест для дикой стоянки, большая часть из которых утром была занята. Понимание, что вчерашнее, продиктованное критической усталостью экипажа, решение встать на ночь среди стада слизней на раскисшей земле не позволило провести ночь в красивом месте, до которого оставалось всего каких-то 20 километров, было горьким!

… Великолепные виды и налаживающаяся погода быстро заглушили досаду, мы ехали и вставали буквально каждые несколько сот метров, чтобы вдохнуть запах морской воды, насладиться видами, сделать снимки и просто пройтись.

… Подъехали к парковке перед мостом Storseisundet, который поднят над водой на высоту в 23 м. для возможности прохождения под ним судов. Под определенным углом зрения создаётся ощущение, что мост обрывается в пустоту. За его кривизну норвежцы называют его «пьяным».

… Погуляли по островку над парковкой, окружённому смотровой лестницей, набрали морошки на болотистом склоне, где я сумел провалиться почти на всю длину ноги в пустоту, на дне которой была вода. Испугаться, как и сильно промочить ногу, не успел, но ушиб колено.

… Спустившись с лестницы к берегу океана, полюбовались оставленными отливом ваннами на скальных поверхностях, понаблюдали жизнь водорослей, различных моллюсков, мальков рыб и мелких морских звёзд.

… Возвращаясь к парковке, нашли другие точки для съёмки моста, посетили турцентр с бесплатным туалетом. Постепенно площадь чистого от туч неба увеличивалась.

… Переехали к следующему мосту, вдоль которого с двух сторон сделаны мостки. На наших глазах с них ловили скумбрию. У нас был с собой спиннинг. Попытав с полчаса отказавшуюся улыбнуться из-за неподходящей оснастки удачу, решили ехать дальше. Удачливый норвежец поделился секретом ловли. Блестящую длинную блесну нужно пускать вскользь по течению под поверхностью воды, стравливая леску, тогда хищницы хватают наживку. Вокруг рыбака крутились почти ручные чайки, подкармливаемые внутренностями пойманных рыбин.

… По 663 дороге проехали на запад к полуострову Breivika. Заведомо зная, что имеется возможность, не заезжая на официальную бесплатную парковку с координатами: 62.9806, 7.1533, встать поближе к океану, проехали к учреждению, одним из слов названия которого было «kontor».

… Направились к побережью, снова набрали морошки, прошли к маяку с координатами: 62.9936, 7.1416, рядом с ним расположено очень красивое озеро с лилиями, различимое даже на снимках со спутника.

… На обратном пути на пляже внутреннего залива на обнажившейся во время отлива литорали рассматривали раковины моллюсков, мёртвых крабов, ламинарий, из которых делают морскую капусту. Кулики-сороки, чайки и птицы, похожие на цапель, добывают себе пропитание в зоне отлива.

… На ночь остановились в кемпинге Blåhammer недалеко от городка Бюд (Bud). Место красивое, на берегу моря. За палатку с машиной отдали 160 крон, душ стоит 10 крон, но за 4 минуты, стиральная машинка 40 крон. Кухня аккуратная, чистая, есть посуда, розетки в свободном пользовании, но слишком маленькая для часа пик.

… Помывшись в душе, поехали гулять в Бюд. Миновали соседний огромный кемпинг.

… Пошли по тропе Krist sty, осмотрели быт приморского рыбачьего городка, на домах которых можно встретить необычные указатели.


… Дошли до фашистских укреплений второй мировой войны. В ожидании войск союзников с 1942 по 1944 годы система береговой обороны и укреплений была построена немцами вдоль всего атлантического побережья континентальной Европы силами французских рабочих. Гитлеровская пропаганда называла систему неприступной Атлантической стеной. В холме вырыт целый подземный городок, установлены огромные береговая пушка, прожектор.

… Имеется музей, посещение экспонатов под открытым небом бесплатное.

… Прошли по магазинам, купили продукты, стандартно вкусное норвежское мороженое. Небо совсем чистое, солнце, температура дошла до 17, но стал подниматься ветер. Удивляет любовь местных жителей к раритетной технике.

… Много любителей нестандартных автомобилей.

… В кемпинге, чтобы постирать в машинке, на ресепшн никого не нашли. Женщина из Роттердама помогла разобраться с машинкой и сказала, что оплатить можно утром, при выезде из кемпинга. Как и многое в Норвегии, учёт использования ведётся исключительно совестью пользователей. Сразу вспомнился анекдот про Василия Ивановича, который вернулся в Россию богатым и рассказал Петьке, что масть ему пошла сразу после того, как в Англии соперник по игре в карты пояснил ему, что джентльмены верят на слово, и карты предъявлять не нужно.

… Жить среди джентльменов я не привык, поэтому ходил с чувством вины за нелегальное использование техники, пока не увидел, как девушка вернулась на ресепшн, и не оплатил ей 40 крон банковской картой.

… После ужина сходили на гору Gulberget с вышкой наверху. Вход на тропу через калитку, которую нужно закрыть за собой, чтобы пасущиеся коровы не проникла на дорогу. Немного подъёма по камням и грязи, немного по скалам с поддержкой цепями, и мы наверху на пронизывающем шквалистом ветру, но при ясной погоде. Виды на запад стоящие, но вечером солнце создаёт контровый свет, мешающий съёмке.

… На спуске в виде боли в колене проявились последствия дневного ушиба. Вернулись в кемпинг почти через полтора часа, намотав 6 км. Проходя по 664-ой дороге, с удивлением обнаружили на обочине достаточно много мусора - пачки из-под сигарет, соков, пакеты. Загаженные мусором места в Норвегии встречаются очень редко.

20.07.2017

… Около 7 часов, когда солнце стало прогревать палатку, встали, попрощались с Атлантикой, разглядывая битву полутора десятков крабов на дне у причала. Кемпингу присвоили второе место после Wathny camping .

… В районе Eide снова свернули на дорогу Rv279, по ней приблизились к мосту Gjemnessundbrua дороги Е39, по которому въехали на остров Bergsøya.

… Вскоре свернули на 70 дорогу, чтобы попасть в очередное красивое место Норвегии – долину Innerdalen национального парка Trollheimen , карту которой можно посмотреть на въезде.

… Ещё не доехав до парковки, увидели множество автомобилей, стоящих вдоль обочины. Парковка бесплатная. В 10.40, когда мы заехали на неё, полностью забита почти сотней машин. По диагонали втиснулись в треугольник между крайним авто и дорогой.

… Тропа ведёт по грунтовой дороге на подъём мимо разморённых установившейся жарой местных жителей.

… Виды вокруг прекрасные, долина расположена между заснеженных гор. Солнце, но слишком ярко и тепло. Через 3.5 км. от парковки появилась первая группа домиков Renndolsetra, покрытых дёрном.

… Вскоре через мост пересекли бурную горную речку. Отсюда влево вверх вдоль реки отходит тропа в долину Renndalen . В верхней части долины расположено заснеженное озеро Langvatnet , там же можно забраться на хребет с вершиной Kringleh øa , отделяющий долину от параллельной ей Innerdalen .

… Виды в долине красивые, везде снежники на вершинах, отвесные стены скал, водопады, манящие озёра, берега которых изобилуют палатками. Тем не менее, прогулка довольно скучная, если не уходить в горы.

… Прошли ещё около полукилометра по долине до второй группы домиков Innerdalshytta у маленького озера. Огляделись вокруг, сфотографировали старинный дом.

… На обратном пути одним из членов нашего экипажа, боящимся мелких грызунов, на краю дороги обнаружен «труп дохлой мыши». Значения этому не придали. Ближе к парковке открываются красивые виды нижней части долины. На всю прогулку ушло 4 часа.

… Поехали на выезд, по пути нашли заболоченную местность с морошкой, набрали её и черники, на речке встали на обед. Подъехал норвежец, чтобы искупать свою собаку. Она быстро выскочила из машины и бросилась в самую стремнину вслед за брошенным хозяином камнем. Я переживал, что не выплывет, норвежец успокоил, что пёс уйдёт вбок от потока, к берегу. И точно, собака быстро поняла, что плыть назад к хозяину по центру не получается. Она выгребла к берегу, где течение слабее, и выбралась на берег. Моё восхищение псом очень польстило хозяину.

… Вдохновлённые смелостью пса, решили тоже совершить что-нибудь героическое, поехали в долину Амотан, известную своими водопадами. Вечерело. По узкой горной обрывистой дороге приехали к парковке, оплатили 30 крон, побеседовали с местным доброжелательным норвежцем в возрасте, кратко описавшим нам маршрут. Он тоже не слышал о Саратове, но вспомнил про Сталинград.

… За 1 час 40 минут осмотрели три водопада, поднимаясь местами по грязным тропам. Когда уезжали, норвежец вместе со своей семьёй махал нам руками на прощанье. Первый, ближний водопад Svøufallet, оказался, по нашему мнению, самым красивым.

… В целом, маршрут не впечатлил. Возможно, из-за того, что долина водопадов Husedalen под Кинсарвиком гораздо зрелищнее. На восприятие могла повлиять усталость к концу дня. К тому же, вечером из-за низкого солнца виды становятся мрачноватыми.

… И, самое главное, маршрут не понравится, если перед отправлением к нему повстречать «труп дохлой мыши»!

… Было поздно, чтобы искать кемпинг и устраиваться в нём, решили заночевать в машине на красивой «ёлочке» 70-ой дороги с видом на водопад. Как обычно, мы не были одиноки.

… В свободное время я рассматривал структуру асфальта, пытаясь понять, почему он не выкрашивается, как у нас. Частые мелкие камушки утоплены в застывшую смесь. Кромка асфальта хорошо утрамбована, ребро края чётко очерчено, наклонный бортик плотный и ровный. Край не продавливается ногой. При безуспешной попытке оторвать один из камешков, лежащих в застывшей смеси чуть за краем асфальта, сложилось ощущение, что клеили эпоксидной смолой. Сразу вспомнилось, что полёты щебня на дороге, угрожающие разбить лобовое, в Норвегии за 3250 намотанных километров не наблюдали ни разу.

21.07.2017

… После ночёвки на «ёлочке» с чистым туалетом и красивыми видами поехали в Sunndal, по пути наблюдали работу двух авто аварийной службы, подъехавших к ушедшей за обочину машине. Один из сотрудников, перекрыв движение, извинялся за вынужденную задержку, пояснив, что придётся подождать 5 минут. Действительно, по истечении нескольких минут машина была уже на платформе, движение пошло. Всё у них, не как у людей. Ни длительного ожидания прибытия ГИБДД, ни многокилометровых пробок и тонн сжигаемого в них бензина.

… На выезде из Sunndal оплатили в пункте оплаты 100 крон картой, чтобы попасть на платную дорогу Ауршьёвеген (Aursjovegen). Сначала разочаровались очередным ущельем, зажатым отвесными стенами скал. Дорога стала грунтовым серпантином, резко набирающим высоту, щекочущим нервы уходящими почти вертикально вниз обочинами.

… Всё изменилось, как только поднялись на плато на высоте более 800 м.. Вокруг снежные пики гор, озёра, тундровая растительность, солнце и ветер. Местность завораживает и потрясает суровой красотой. Мы были в восторге. По пути множество мест для дикой стоянки, часть из которых занята.

… За первой плотиной на озере Holbuvatnet

пришлось проехать через похожий на выгрызенный в скале гигантским червём неосвещаемый тоннель, добавляющий острых ощущений.

… Затем вдоль берегов озёр начались дачи местных.

… У домиков лежат сетки с дровами, на крышах прикреплены солнечные батареи.

… Достигли группы домов с указателем направлений, за которым проехали по очень высокой километровой длины плотине. Вскоре остановились у тропы к уступу Aurstaupet. С него открываются виды на долину, в которую предстоит спуститься к городку Eikesdal у берега озера Eikesdalsvatnet.

… К уступу идти 400 м., виды с высоты потрясающие, но высокое солнце не даёт сделать нормальные снимки. Водопад, долина, заснеженные вершины на расстоянии 20 км., озеро где-то вдали внизу.

… Спускаться неприятно. Даже на первой передаче машин разгоняется вниз. Дорога становится асфальтовой и выполаживается, проезжаем пункт оплаты для встречного направления. Замечаем, что машину будто подковали. Остановились, повытаскивали все застрявшие мелкие камушки из протекторов, снова тишина.

… У кемпинга в Eikesdal оставляем машину, идём к водопаду Mardalsfossen. Температура 25, солнце, ни облачка. Идём по грунтовой дороге вдоль озера полураздетыми, прячась под деревьями от жаркого солнца, местами рвём землянику. Через 2.5 км. появилась парковка перед тропой на водопад. Длина тропы чуть больше 1 км., по пути пара познавательных информационных стендов.

… Кругом растёт орешник. По информации, в голодные годы норвежцы мешали дроблёный орех с зерном пополам и пекли хлеб, а одно время орешник из долины Эйкесдал даже шёл на экспорт. Солнце над горой мешает съёмке знаменитого, в виде галстука, водопада. Узел галстука образуется отбивающимся об камни потоком.

… На обратном пути появился встречный поток людей. На берегу озера нашли уютное местечко для купания. По ощущениям, температура воды градусов 12, поэтому поплавать не рискнули – ноги начинают неметь. Но секунд 20 поплескались, ополоснувшись погружением до шеи. На берегу появляется ощущение приятной теплоты, разливающейся по телу и прогоняющей усталость.

… По красивой горной дороге, вышедшей затем на берег фьорда, доехали до Ондалснеса, в котором уже были 4 дня назад. В торговом зале магазина Rema1000 напились бесплатными напитками, выставленными дл покупателей по случаю жары. Впервые увидели норвежских женщин и девушек одетыми в платья, юбки и лёгкие блузки.

… Выехали на дорогу Е136 огибающую «Стену троллей» с восточной стороны. Остановились на смотровой. Не было и 18 часов, но из-за гигантской, уходящей вверх на высоту около километра стены, кажется, что уже поздний вечер.

… Сделали снимок раритетной полицейской машины, поехали в сторону Тронхейма, древней столицы Норвегии.

… Е136 идёт вдоль железной дороги Raumabanen из Ондалснеса. В одном из мест посетили смотровую, чтобы увидеть мост над ущельем, по которому ходит поезд.

… Длина железной дороги 114 км., ни одного железнодорожника на ней не заметили. В России на участках хозяйственной деятельности всегда есть люди, зачастую много людей, и всё время они что-то делают, переделывают, копошатся, но результата всё нет. В Норвегии при всей завершённости работ сложно увидеть тех, кто поддерживает всё это в безупречном состоянии. Дома, улицы, здания, сооружения, достопримечательности, газоны, места отдыха, туалеты, дороги, транспорт и т.д.

… Выехали на трассу Е6 «Осло-Тронхейм». Снова был подъём в зону лесотундры и спуск. Ехали до упора, чтобы не ночевать на высоте с пониженными температурами, встали на «ёлочке», немного не доезжая въезда в город Тронхейм.

Поскольку речь зашла о Норвегии, а последнее время мне довольно много часов пришлось провести "в седле", будет логично связать эти две темы и рассказать вам об уникальной норвежской дороге, известной на весь мир.

Это не только самая красивая дорога Норвегии. Уважаемая британская "The Guardian" в 2006 году присудила этой трассе первое место в номинации самых живописных дорог мира, даже по сравнению с такими мировыми достопримечательностями, как прибрежная дорога Северной Ирландии или путь через Гималаи. Так что если вы побывали в Норвегии
и не проехали по этой дороге - значит, Норвегии вы не видели.

Atlanterhavsveien / The Atlantic Road / Атлантическая дорога - участок двухполосного шоссе оригинальной конструкции в Королевстве Норвегии.

Да, есть мосты значительно длиннее и выше. Но немного найдется на свете магистралей, настолько гармонично вписанных в окружающую среду. Атлантическая дорога словно была создана вместе с ландшафтом - горами, островами и океаном. И это, пожалуй, главное, почему она так поражает воображение. Способность жить с природой в ладу - вообще одно из главных качеств норвежцев как нации. Atlanterhavsveien - одно из наиболее ярких тому подтверждений.

Атлантическая дорога - часть признанного национального туристического маршрута, проходящего по трассе Rv64 , связавшей Молде / Molde (в городе есть аэропорт) и морской порт Кристиансунн / Kristiansund (русские туристы часто ошибочно именуют его "Кристиансундом") (непосредственно - рыболовецкие деревушки Веванг / Vevang и Корвог / Kårvåg фюльке (губернии) Мёре-ог-Румсдал / Möre og Romsdal. Петляя 8274 метра по островам, островкам и рифам, дорога ведет к океанскому побережью, в честь которого и названа. В самой Норвегии имеет статус "Главного национального сооружения 20 века".

В составе дороги - восемь мостов и множество виадуков. Часто на этой дороге впечатленные туристы "насчитывают" и 10, и даже 12 "мостов". Но на самом деле дело обстоит именно так, как я сказал: собственно мостов - восемь; остальные - виадуки.

Как сообщает норвежская Википедия, дорога обошлась в 122 млн. NOK (норвежских крон) (в ценах 1989 года). Это примерно 110 млн. евро. Атлантик-роуд является восьмой по посещаемости достопримечательностью страны.

Почти никто не знает, что прототип этой трассы планировался еще в 1900-х годах как железнодорожная одноколейка: если людей и автомобили в Норвегии привычно транспортируют на паромах, то с большими грузами это дорого и проблематично. Однако дальше проекта дело не пошло. Но когда паромные переправы перестали справляться с возросшим объемом пассажирского и автомобильного трафика, в 1970-ых годах вспомнили о положенном под сукно грандиозном проекте, который начали переделывать под двухполосную автомобильную дорогу.

Сами строительные работы начались лишь десятилетие спустя, 1 августа 1983 года. За шесть лет, а именно столько они длились, строителям пришлось столкнуться с множеством проблем, среди которых были 12 мощных ураганов, которые нередки в этих местах, и которые настойчиво старались смыть недостроенное сооружение вместе со строителями в Атлантический океан. Неудивительно, что за стройкой с интересом и беспокойством следила вся Норвегия, а процесс строительства подробно освещался в средствах массовой информации. 7 июля 1989 года "стройка века" была завершена.

Другой сложностью были мосты. Главная сложность состояла в том, что один из мостов должен был быть поднят над поверхностью моря достаточно высоко, для того, чтобы пропускать под собой крупные паромы и рыболовецкие шхуны. Строители с честью вышли из положения построив Сторсезандетский мост / Storseisundbrua, соединяющий материк с островом Аверёй / Averøy - самый длинный и самый известный мост на Атлантической дороге, - который стал настоящим шедевром мостостроительного искусства, известным на весь мир.

Если вы впервые едете по мосту и не знаете его особенностей, в некоторый момент можно испытать сильное желание нажать на тормоза: в определенном ракурсе кажется, что мост недостроен и выглядит как трамплин. 260-метровый мост выглядит как "американские горки": он делает головокружительный вираж над водой, отклоняясь в море на 23 метра! Это, наверное, единственный в мире мост, имеющий изгибы в поперечной плоскости, результатом чего стала уникальная ситуация, при которой с некоторых точек зрения мост кажется обрывающимся или ведущим прямо в небо, и создается впечатление, что движущиеся по мосту автомобили должны оторваться от его поверхности как от трамплина и взмыть в облака. Поэтому у моста есть другое название "Мост в никуда". Ну как тут не вспомнить знаменитую "Лестницу в небо" Led Zeppelin?

На дороге устроено четыре бесплатных автомобильных стоянки и смотровые площадки для гостей, с которых можно полюбоваться окрестными горными и морскими пейзажами. Есть вдоль дороги, особенно около знаменитого "горбатого" моста, и небольшие карманы на несколько машин, где можно поставить свое средство передвижения и погулять.


А сейчас я займусь своим любимым делом - лишу вас пары иллюзий, связанной с этим мостом и с этой дорогой.

К своему удивлению я обнаружил, что русская часть Интернета забита публикациями, в которых как мантра повторяется одна и та же фраза: "местные жители называют этот мост "пьяным". Видимо, один "умник" написал, а тысячи других умников прилежно расплодили.

Разочарую - это не так. Не называют. Легенда, наверное, родилась из-за названия моста - Сторсезандетский (название - мечта логопеда; Эйяфьятлайокудль отдыхает), которое 99,9 % "руссо туристо" выговорить не в состоянии, поэтому они и придумали ему приемлемую альтернативу. Местным жителям эпитет "пьяный мост", конечно, известен, но используют они его только при общении с русскими туристами, что, видимо, и создало впечатление, что так именуют его сами норвежцы.

Есть и еще одна легенда - что эта дорога "смертельно опасна" в штормовую погоду. Кое-кто со страху дошел до того, что даже включил эту дорогу в десятку самых опасных дорог мира.

Конечно, И аквапланирование тоже никто не отменял. Но сообщаю для тех, кто не знает - Норвегия входит в число мировых лидеров по безопасности дорожного движения и она просто не позволяет себе строить "смертоносные" дороги для своих граждан. Правило здесь простое: опасные участки дорог перекрываются - и не шлагбаумами, а стальными барьерами типа тех, что на железнодорожных переездах, преодолеть который, если он поднят, можно только на танке; а если дорога открыта, значит, она безопасна. За все время на Атлантик Роуд произошло несколько мелких аварий и ни одной - со смертельным исходом. Так что катайтесь по ней на здоровье. Только не только любуйтесь окрестностями, но и следите за дорогой.


Атлантическая дорога была открыта 7 июля 1989 года. Летом 2011 года проезд по дороге стоил 20 NOK (около 2 евро), сейчас, честно говоря, не знаю. Некоторые говорят, что сейчас дорога бесплатна.

У Атлантик Роуд есть еще одно название - "et eldorado for sportsfiskere / рай для рыболовов". В 2010 году к ней пристроили особые мостики для рыбалки - длиной 80 и 100 метров, которые обошлись в 12 млн. NOK. Это еще одна уникальность моста, и не только для Норвегии. Подобных аналогов больше нет нигде в мире. Рыбалка здесь бесплатна, причем, заботливо предусмотрены рыболовные места даже для инвалидов-колясочников.

Говорят, что в холодную погоду здесь несколько раз видели даже китов, которые подплывали поближе полюбопытствовать, что тут такое понастроили эти неугомонные люди... Удалось ли кому-нибудь подцепить кита на крючок, и что стало со столь удачливым рыболовом, лично мне не известно.

К западу от дороги находится печально известный залив Хюстадвика / Hustadvika, где под толщей серозеленоватой воды покоятся многочисленные останки затонувших кораблей, потерпевших крушение во время бурь или выброшенные на берег своенравным северным морем... Любители дайвинга имеют уникальную возможность поплавать среди затонувших кораблей... Говорят, впечатления незабываемые.

На Атлантической дороге можно увидеть одну из наиболее известных норвежских традиционных деревянных церквей - Квернес / Kvernes Stave Church / Kvernes Kirke, построенную еще в XIV веке, которая по своей традиционной архитектуре является одной из наиболее типичных норвежских традиционных деревянных церквей. Это невероятное по красоте сооружение, особенно внутри, мимо которой проехать просто нельзя, но следует учесть, что для посещения церковь открыта только в летнее время.

После Атлантической дороги начинается не менее знаменитый Атлантический тоннель длиной более 5 700 метров, вырубленный в гранитных скалах, который соединяет остров Аверёй и Кристиансунн, глубина которого достигает 250 метров, но это уже совсем другая история.